«На грозовище»: группа «Медвежий угол» выпустила новый альбом, который готовила 10 лет
Лучший за все время существования известной рок-фолк-группы состав порадовал поклонников долгожданным альбом.
Как врач стал рокером и придал бунтарской музыке целебности народных кореньев и трав. Он же рискнул обнулить себя на исходе пятого десятка и вернулся в родной город из внутренней эмиграции со щитом, но не на щите — с альбомом десятилетней выдержки, одно название которого несет угрозу внутреннему умиротворению — «На грозовище». Об этом, и не только, в своем первом за последние годы общении с прессой лидер группы «Медвежий угол» Михаил Вырин.
На круги свояВ определенный период эта группа стала на различных рок-тусовках и фестивалях своего рода визитной карточкой Казани. Хотя в последние годы данный статус-кво держался больше, как говорится, по старой памяти. И вот появились хорошие новости для преданных поклонников.
С Михаилом свели знакомство на Яблочном спасе в деревне Красновидово, где он вновь зажег со своей командой. Заочное же знакомство с его творчеством состоялось много раньше. Поэтому разговор быстро перешел на ты и напоминал больше общение двух давно не видевшихся шапочных знакомцев. Таких в Казани у Михаила сейчас, наверное, пруд пруди. С этого и начался наш разговор в редакции «КВ».
— Да, со многими еще не виделся. Три года безвылазно жил на Южном Урале в городе Салават. И вообще с 2013 года мало здесь бывал. В декабре семью перевез в Казань, сам еще мотался туда-сюда. Теперь вот можно сказать снова на исторической родине. Возвращение блудного попугая состоялось.
Жизнь постепенно возвращается на круги своя: вчера, 2 сентября, альбом выпустили, через неделю концерт в Казани, сегодня встреча с журналистом… Кстати, давно не общался с вашим братом, даже как-то волнительно. Хотя прежде обычным делом было. У нас и прямые эфиры шли с выступлений без редактуры.
— Выходит, все возвращается на круги своя. И порукой тому новый альбом.
— О, это большая радость! И труд. За первые 10 лет мы записали 4 альбома, следующего те же 10 лет ждать пришлось. «Лучшее» 2014 года не в счет. Песни писались, но с моими разъездами и сменой жительства записать было проблемой. Так что понимаешь, насколько важен для группы этот альбом и настолько там все взвешено…
— Так, значит, песни в нем можно сравнить с хорошим выдержанным коньяком?
— Не знаю… Сейчас я их ненавижу — столько раз прослушал при сведении, что надо несколько месяцев паузы, чтобы смог эти песни оценить в полной мере.
Грозовище… как много в этом звуке— Название у альбома, прям, ух — «На грозовище!». Это как-то перекликается с нашими непростыми временами?
— Так совпало. И времена наши — то, что грозы над миром периодически геополитические бушуют. Пандемия в 2020 году все перевернула. Мир уже точно не будет прежним, процессы запустились какие-то иные. Так что будем жить на грозовище.
И у меня в жизни гроза пронеслась. Я лет пять назад все разом поменял, сломал — ушел, развёлся, женился, переехал… А ещё, было, писать перестал. Окошко в небе захлопнулось, и все — тишина. Немота. Иногда и просится что-то, а нужных слов не находишь, а халтуру же гнать сам себе не позволяешь. В такие периоды люди и в окна выходят, и стреляются, и разное другое вытворяют… Потому, что невыносимо с этим жить. Правда, когда стихи приходят снова, то думаешь, как бы выжить?!
— И какой выход нашелся?
— Как ни странно прозвучит, пошло, когда нас всех заперли по домам — самоизолировали (звучит смешно — нас самоизолировали). И это пошло на пользу. После всего пережитого и образовалось то грозовище, где выросли стихи. Пусть вокруг тебя обугленные головешки, зато ты можешь строить, и себя заново отстраивать.
— «На грозовище» — это уже иной Михаил Вырин?
— В чем-то определенно. Хотя есть какие-то незыблемые вещи, которые не меняются. Поздновато. Как сказал наш басист Серега Каргин: «Люди не меняются с годами, лишь характер портится».
С миру по нитке— Насколько знаю, издать альбом помог краудфандинг*?
— Да. Хотя, я всегда подозревал, что главное, это идея. Творческий импульс и для того, чтобы написать песню, и вообще какое-то дело затеять… Реализуешь это все потом, а сначала тебе шило некое ментальное куда-то втыкается.
— Ну, идея идей, не всякая находит отклик у людей. Тем более, когда требуется не просто добрым словом поддержать, но и деньгами.
— Люди помогли. Я не особо верил, а вот жена моя Лизавета, она рекламщик, сказала мне: «Не волнуйся, у тебя большая аудитория, люди с удовольствием помогут, надо сделать лишь так, чтобы они узнали о проекте. Это моя задача, а ты не морочься — пиши песни, играй…». «Медвежий угол» очень активно вел себя и в нулевые, и начале 2010-х, и это сработало. Зазвучало. Кстати, о звуке. «Грозовище» — первый альбом, где я гусли использовал. В 2010, при записи «Меченого весной», в «Сказке о козле» по задумке гусли должны были звучать. Вместо этого я записал четыре гитары внакладку. Мне казалось, что гусли, наверное, именно так и звучат. Когда же волею судеб взял в руки гусли, понял, что и рядом нет… Пришлось осваивать.
— Выходит, всё с альбомом сложилось как надо и когда надо…
— Промыслительно! Так говорит наш аккордеонист, при этом воздевая перст.
*Краудфандинг — способ привлечь средства для реализации проекта или бизнес-идеи с помощью специальных интернет-площадок. В переводе с английского «краудфандинг» означает «финансирование толпой».
Команда четвёртого созыва— Снова цитата члена команды. У вас, смотрю, философы подобрались.
— О, да! Ни одного случайного человека. Мы давно друг друга знаем Это уже четвертый состав или созыв, как говорю. Старожил — Андрей Сидоров — аккордеон. Мы с ним ещё 20 лет пересеклись. Я в 2001 закончил медицинский этап своей жизни и решил заняться исключительно музыкой. Гитаристом пошел в клубные проекты, играл по казанским клубам и ресторанам. Там и встретились с Андреем. Начинался Медвежий Угол 4-го созыва в ресторане «У хозяина»… Интересное заведение такое, стилизованное под тюрьму. Не могу сказать, что нравился весь репертуар, но само время интересное было, и опыт важный получил.
Сергей Каргин — бас-гитара с ним мы ещё в нулевых играли, потом судьба развела, сейчас снова свела. Эльвира Бикмуллина — скрипка. Очень самобытный человек. Увлекалась кельтской музыкой и поняла, что уровень даже хороших московских преподавателей недостаточен. Надо перенимать из клюва в клюв. И поехала за этим в Шотландию — там уж училась у мастеров, у шотландских дедов, которые показывали как, например, блеянье овечек воспроизводить на скрипке. Андрей Казанцев — барабаны. Джазовый музыкант, разносторонний думающий, слышащий.
Мы давно друг друга знаем, хотя, как коллектив сформировались в результате работы над альбомом. Как сказал мой товарищ Саша Батраков, человек много лет с нами игравший (и песни его поем): «Это лучший состав „Угла“ за всю историю существования».
И все, кроме меня, имеют музыкальное образование.
— Ну вот и до альма-матер дошел черед. Для тебя это Казанский медицинский институт. Почему выбор пал на медицину?
— На самом деле, хотел на биофак поступать. Меня всегда зверушки всякие интересовали. Вырос я в пригороде Казани, в Юдино, дом прямо у леса. И я класса со второго там пропадал. Решил изучению природы жизнь посветить. Ездил на малый биофак университета заниматься в 9-10 классах, а потом как-то неожиданно все перевернулось, и я обнаружил себя поступающим в мединститут.
Не раз, правда, уйти хотел — чувствовал еще студентом, что этим не буду заниматься. Моя мотивация — лучше быть приличным музыкантом, чем посредственным врачом. Когда я в очередной раз заявил это маме, она сказала: «Отучись. Насколько я тебя знаю, врачом ты будешь неплохим. Вот, будешь ты учиться шесть лет, будешь добросовестно посещать лекции и практические занятия, экзамены и зачеты сдаешь на хорошо и отлично, и „госы“ сдашь „на ура“… А потом все забудешь. И вот то, что в тебе останется, это и есть образование!» Тогда я еще не совсем осознавал, что она говорит об умении мыслить, формулировать свою мысль, отстаивать свою точку зрения и убеждать других.
Спасибо маме и декану Виктору Михайловичу Смирнову, что не дали бросить учебу. И не просто отучился, а отдал долг стране за то, что она меня учила — семь лет санитарным врачом отработал.
— Примеры успешной творческой реализации врачей не редкость: Чехов, Булгаков — в литературе, Горин — в драматургии, Розенбаум в песенном жанре, и Вадим Новик из питерского «Billy’s Band» тоже… Как считаешь, что общего между медициной и музыкой, ну и в целом, творчеством?
— Там и там решения порой принимаются по наитию, а не после долгих размышлений и выстраивания логических цепочек. Врачи от Бога неопределяемые аппаратурой и невидимые глазу изменения в человеческом организме чувствуют интуитивно. У меня много врачей в окружении, и, бывает, слышу, что, мол, вот назначил пациенту обследование и анализы, посмотрел результаты, а ничего непонятно… а потом утром бреюсь и… хлоп — всё сошлось! Момент озарения.
Серьезная медицина, она не отрицает тонких миров: чем серьезней, тем меньше отрицает.
Газовая хроматография и рваный ватник— Раз уж об этом речь зашла, никто не говорил, что ты похож на доктора Хауса (актер Хью Лори — ред.) из одноименного сериала, тоже блестящего диагноста? Так что мама, возможно, была и права на счет тебя, как врача. Кстати, расскажи о родителях.
— Мама Наталья Николаевна. Химик-аналитик. Всю жизнь проработала в КазХимНИИ имени А. Е. Арбузова. Занималась тонкослойной газовой хроматографией. Она с победного 1945 года, сейчас ей 76 лет… У нее и подружки под стать — бабулечки под 80 и за 80: золотой фонд технической интеллигенции советской формации — сильные духом, правильные и очень настоящие. У них и эрудиция, дай бог каждому. Будучи технарями, они столько прочитали художественной лигатуры, столько всего знают! Мне мама что-то периодически говорит, а я, бываю не в курсе предмета разговора… Стыдно, конечно.
Папа железнодорожник. Юдино же — крупная узловая жд станция. Со слесарей начинал — вырос до главного инженера крупного железнодорожного предприятия. Мастеровитый. Много чего умел делать руками. Периодически пытался мне свои навыки передать, но я отговаривался, что мне не интересно. На что он говорил: «Сын, как же ты жить-то будешь?!». Тогда ведь многое самому приходилось делать. Сейчас даже за едой ходить не надо, на дом что хочешь доставят. А тогда, чтобы ту же картошку пожарить, ее надо было сначала посадить, окучить, выкопать…
Когда я бывало к нему приходил на работу, а он уже был главным инженером, то в кабинете редко заставал: «Где Юрий Васильич?». Махали рукой: «Да, в цехах где-то!». Идешь, а он вылезает из какой-то канавы в мазутной телогрейке. Телогрейка эта мне в память врезалась. И строчка из песни «По правде», что с нового альбома, оттуда: «Во сне отец приходил в драном ватнике…».
— А с музыкой они дружны были?
— Мама певунья. Песни перенимала, еще держась за бабушкин подол. Вот их мне и пела, когда я был еще от горшка два вершка. А песни звучали вполне взрослые. Например, «Комара муха любила и допьяну напоила…» или «Камаринскую», притом ее хард версию. Много не понимал: «Ой, мам, а что это?». Она: «Да это песня нехорошая». Я: «Что ж ты мне ее поешь?».
«Мое язычество, оно неотделимо от моего христианства»— Вот, значит, в чем дело… А то задаешься вопросом откуда в городском парне так органично звучит народная тема?
— Я ведь не городской. Юдино — окраина Казани. Название группы с этим и связано. До ДК Железнодорожников, где мы поначалу обитали, в 90-е добираться было непросто: лишь на 23 автобусе, он ходил раз в два часа. Вот друзья, намыкавшись, и прозвали это место «Медвежий угол», потом уже и на группу перешло.
А само Юдино, это ведь часть старинного села Красная горка на берегу Волги. Там тогда еще патриархальный уклад сохранился, хотя многие уже на «железке» работали. У друга в Красногорке бабушка Серафима Андреевна жила, вот мы и повадились к ней ходить. У нее иконы по углам, книги Псалтырь и Евангелие… Бабулечка учила нас читать по церковно-славянски. Все и это помогло прикоснуться к чему-то вечному, незыблемому. Настоящему.
— Это чувствуется в твоих песнях. Что это не стилизация в угоду какому-то образу, а человек, так мыслит, так видит, так дышит.
— Рад слышать. Сейчас многие язычеством прониклись, и мне пеняют, мол, что же ты, исконно русский человек за христианство топишь? А я ничего не придумываю. Когда я этим проникся, интернета ещё не было. Я вырос в этой среде. Люди, воспитавшие меня, повлиявшие на то, кем я стал, переняли эти знания, уклад от своих отцов и дедов, те в свою очередь от своих… Я застал традицию, и к ней прикоснулся и несу в себе. Ощущение сверхестественного неотделимо во мне от ощущения прекрасного: Волга-матушка, лес… Во всем этом я видел Творца, все одушевлял… Мое язычество, оно неотделимо от моего христианства. Так ведь и в целом. Взять ту же Красную горку. Это ещё и праздник — первого воскресенья после Пасхи, связанный не только с христианской традицией, но и с языческим празднованием начала весны.
— То есть ты не просто автор, твое самовыражение — это некая трансляция традиций на понятном современному человеку языке в обрамлении опять же близкой музыки.
— Выходит, так. Я ничего не придумываю. Если пою: «Через ночку на восток/В лунном серебре, /Гнал коней Илья-пророк/Выкупать в заре», так это баба Сима говорила (подражает): «Во-о-о-т, я ещё маленькой была, так меня учили, когда гроза, не стой под деревом. Лучше ложись на землю или в ямочку спрячься, потому что Илья-пророк в огненной колеснице по небу скачет, увидит беса и прихлопнет его. А вдруг бес рядом с тобой, ты его не видишь, бес это же дух без тела и плоти…». Или зашла в баню, а там все тазы и корыта перевернуты: «Вот шишиги-то делов натворили…». Будучи во всем этом, мне оставалось лишь впитывать, а после населить свои песни теми образами.
КВН и «Водка, девушки, рок-н-ролл»— Теперь, понятно, что сформировало тебя, как автора. А как музыканта, помимо маминых песен?
— Упустил ещё, что мединститут дал мне лицедейскую закалку. Когда мы учились, КВН только возродился после запрета и было очень мощным. В Казани образовалось три КВН-новских центра: университет, КАИ и наш мед. С нами работали профессиональные режиссеры, они нам же себя самих и открывали. Ставили не только сценки, но и отрывки из серьёзных произведений. Мне как-то поручили Ромео сыграть — вот тебе Шекспир, дерзай!
А что до музыки… Свою роль сыграли советские, еще черно-белые фильмы: «Василиса Прекрасная», «Снегурочка», «Руслан и Людмила» и прочие. Меня цепляла не только картинка, но и прекрасная музыка русских композиторов 19 века, все это как-то не противоречило моим ощущением настоящего. Позже, лет в 17-18, учась в институте, искал по магазинам пластинки с записями аутентичных бабушек, всяких народных хоров. Анализировал, старался, как мог, применить к тем песням, что начал сочинять. Сначала коряво выходило, потом все стройней и краше, нравиться стало, потом раз — и уже «Медвежий угол».
— А как же Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath, AC/DC, Iron Maiden и Metallica и прочий рок от классики до харда и металла?
— Все, как полагается.
— Так ведь не только про «поиграть», но и про «Водка, Девушки, Рок-Н-Ролл», как пела питерская «Скорая помощь».
— Это в 90-е тоже мимо не прошло. Вот «Скорую помощь упомянул», а я ведь не понаслышке о ней знаю — с друзьями-врачами покатался, и в приемном отделении больницы № 6 поработал, а там и общая хирургия, и токсикология, и неврология — такого насмотрелся! Тогда ведь сухой закон в стране был, жуткое дело: продажу спиртного ограничили, но народ-то пить не перестал. Травились массово. Безобразно много. Люди зависимые они дихлофос, например, употребляли «четыре пшика на стакан пива». Передоз и у тебя пациент с отравлением хлорсодержащими веществами доктор вводит ему антидот «Атропин», чуть перебарщивает, и… пациент уходит в антрпиновый психоз. Ужас, короче.
— Но ты ведь на санитарно-гигиеническом факультете учился?
— Это частности. До 5 курса все одно и тоже изучают. Но первый раз в «шестую» попал ещё студентом в качестве пациента. По блату, можно сказать, определили, откачали. Я так проникся, что сам напросился поработать.
— И это отбило охотку?
— Н-е-е-т… Вообще я 15 лет не употребляю алкоголь и не курю. Без всяких кодировок пришел к этому. Просто понял, что так надо. Тяжело было с год. Не писалось ничего. Ломало на всяких тонких уровнях, искушало: «Налей! Всё будет хорошо, и даже лучше».
А потом как-то раз не спалось, может что-то писать пытался или так — обдумывал. Начало лета. Предрассветная пора. Пошёл по лесу прогуляться, дом-то рядом. И раз — вижу, огненный шар выкатился над деревьями! Красотища! И я понял, что впервые за много лет встречаю рассвет трезвым и насколько это здорово! Тут только и осознал, скольких простых радостей земных я себя лишал, обманывался.
— Можешь дать дельный совет тем, кто не может сам выбраться из «синей ямы»?
— У меня его нет. Не считаю себя каким-то молодцом, что получилось завязать. Просто нужные люди рядом оказались, нужные события произошли… Я не склонен судить тех, кто бухает и не может с этим расстаться. Во-первых, потому что сам не застрахован от того, что можешь слететь с катушек, нет 100-процентной гарантии от этого. Потом понимаешь, что тебя словно за руку кто-то ведет по жизни — бережет. А кому-то суждено мучиться от этого. И порядочные, наичестнейшие, наидобрейшие люди ничего не могут поделать. Это может быть сильнее самых сильных людей. Их просто накрывает, а кого-то лишь краем касается. Мне повезло.
«Грозовище» как «настоящая современная татарская музыка»— Ладно, «Всё преходяще, а музыка вечна», как говорил Маэстро из фильма «В бой идут одни старики». Что сейчас в твоём плей-листе?
— Последние лет 10-12 я ничего кроме народной музыки и не слушаю. При том любой: болгарская, сербская, конголезская, ирландская, тунисская… Цепляет то, что идет от корней. Там столько всего, что понимаешь, откуда и Дебюсси, и Глинка, и Чайковский, и Жобим… Все те творцы, которых я жалую.
— В твоих песнях слышны и татарские мотивы. В том же «Грозовище» они явно нашли отражение.
— Это ты правильно подметил. Мне один мой приятель-музыкант — настоящий корневой татарин, булгарин — сказал: «Вот эту песню я хотел бы исполнять. И в шутку добавил: «Это такая типа современная татарская музыка». А вообще песен, в которых отзывается татарская музыкальная традиция, немало: «Ветер», «Черные травы». Да, во мне звучит музыка этой земли. Старшая дочь наполовину татарка, друзья, соратники… Как можно кого-то или что-то вычленить из своей музыки, из жизни? К сожалению, поздно понял, что много упустил, не зная языка. Одно время пытался учить, но… увы.
— Довелось видеть, как дети живо реагирует на твою музыку. Выбегают к сцене танцевать.
— Знаешь, были опыты лет 15-20 назад, когда писались песни скабрезные и похабные, притом людям они нравились. Сейчас же исполняю только те, которые несут позитивный заряд и энергию. И дети — первые, кто это чувствует, они индикатор настоящего. Если дети пляшут и радуются, здорово. Если родители, среди которых есть и уважаемые мной музыканты, поют в качестве колыбельных мои песни, это тоже здорово.
— А как ты знаешь, что хорошо сделал?
— На это счет хорошо сказал Дмитрий Ревякин из группы «Калинов мост»: «Ориентиры выбиты на небесных скрижалях. Кто видел, тот знает».
Вместо P.S.
Разговор вместо планируемого часа длился куда дольше, и все, о чем говорилось, не вместит даже самое обстоятельное интервью. Что-то больше, наверняка, могут рассказать сами песни Михаила Вырина, в том числе и из нового альбома. Он доступен в интернете, а в живую «Медвежий угол» можно будет увидеть и услышать в пятницу, 10 сентября, в Национальном музее Республики Татарстан. Те, кто придет, сами смогут ощутить себя в атмосфере грозовища. По Далю — это «поприще пробежавшей грозы; место, где она лютовала: хлеб избитый градом, вихрем и дождем». С одной стороны, мало хорошего, с другой — вполне обнадеживающее, ведь все самое страшное позади. Можно и «побраниться вслед ветрам».
Блиц-опрос:
— Писатель?
— Несколько. На данный момент — Достоевский. Не так давно прочитал «Братьев Карамазовых». Понял, лучшей книги на русском языке не может быть. Хотя перечитывать ее вряд ли стану. Гоголь, Толстой, Булгаков, Довлатов, из современников — Прилепин.
— Фильм?
— «Андрей Рублев» Тарковского. Лучшего кино я не видел, и вряд ли увижу
— Произведение искусства?
— «Троица» Андрея Рублева. Хоть я и не большой спец в живописи, но подходишь к ней, и тебя и штырит. Это высшее мерило.
— Место?
— Свияжск. С начала 90-х бываю там постоянно.
— Композитор?
— Антонио Жобим, бразильский композитор, соединивший элементы джаза, традиционной бразильской музыки и даже классики. В его музыке такие миры открываются, что ух! Круче его не знаю никого.
— Историческая личность?
— Серафим Саровский. С ним бы я не прочь был пообщаться. Потому что он не так далек по времени, как Сергий Радонежский. И с ним не так сложно было бы найти общий язык. Впрочем, кто я такой, чтобы с ним говорить?! Довольно было и рядом постоять, послушать…
— Блюдо?
— Это не про меня. Ем все! Еда для меня, как бензин, но хочется заправляться А-95.
Последние новости
90-летний юбилей отмечает житель села Чулпаново Нурлатского района
Она передала юбиляру поздравительное письмо от имени главы района Дамира Ишкинеева, вручила подарок.
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОПЕРАТИВНЫЙ ПРОГНОЗ возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Республики Татарстан на 22 декабря 2024 года
По Предволжью и Западному Предкамью(Кайбицкий, Верхнеуслонский, Апастовский, Камско-Устьинский, Дрожжановский, Буинский, Тетюшский, Зеленодольский, Высокогорский, Лаишевский, Пестречинский, Атнинский, Арский, Балтасинский,
Первый снег в Нурлате: коммунальщики работают в усиленном режиме
Нравится или нет, но от зимы никуда не деться. Вот и выпавший первый снег сразу же напомнил, какой суровой может быть зима.
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи