От оперетты до балета: оркестр Валерия Гергиева завершил тур по Татарстану
Перенесенный с улицы в помещение концерт оркестра Мариинского театра полностью оправдал ожидания публики: встреча вышла теплой, не в пример погоде за стенами Органного зала.
Приезда музыкантов Мариинского театра аудитория Органного зала накануне ожидала с трепетом. Несмотря на часовую задержку оркестра Валерия Гергиева в пути из Альметьевска, ни в холле, ни в зале публика не демонстрировала нетерпения: одни вдохновлялись предвкушением, другие самим статусом события, собравшего в концертном зале половину челнинского бомонда.
Изначально, напомним, концерт заявлялся открытым, оркестр был приглашен гендиректором "КАМАЗа" Сергеем Когогиным на майдан. Холодный май спутал карты, и в итоге Гергиев с музыкантами выступали не столько для ценителей их мастерства, сколько для обладателей пригласительных билетов. Половина мест была распределена "КАМАЗом" через профком – пришли и руководители, и труженики заводов, было много ветеранов. Не так много, правда, как было бы на безлимитной площадке: по словам председателя Совета ветеранов "КАМАЗа" Александра Когана , пришли бы, пожалуй, все 153 ныне живущих свидетеля войны.
Вторую половину зала – а в нем, напомним, 760 мест, - заняли чиновники, депутаты горсовета и, вероятно, преподаватели от музыкального образования, потому что воспитанников музыкальных школ в зале заметно не было. Очень скромно было представлено и предпринимательское сообщество, узнаваемые руководители предприятий практически отсутствовали. Видимо в силу того, что внушительная часть аудитории по профессиональной принадлежности поддерживает постоянную связь, к заявленному началу концерта в 19.00 зал еще наполовину пустовал – оперативно предупрежденные о задержке зрители успели заехать после работы домой.
К моменту прибытия музыкантов, впрочем, кресла были заняты и телефоны переведены в беззвучный режим. Гергиев обошелся без вступительных речей, а его оркестр – практически без настройки: музыканты скинули пальто, едва проверили колки после выступления в Альметьевске и обратились к партитурам.
Подчеркнем, что одной из характерных черт гергиевских туров в рамках ежегодных Пасхальных фестивалей и ярким признаком классности оркестра является экспромтный выбор репертуара. Худрук театра и фестиваля определяет программу всякого пасхального концерта уже по приезду на место. Музыковед Органного зала Эльмира Фасхутдинова , к примеру, перед концертом удивлялась, для какой композиции Гергиев мог попросить на сцену рояль – довольно молодой инструмент для классического репертуара. Должно быть, на всякий случай - рояль так и не пригодился.
Гергиев, выйдя к публике, поклонился, пожал руку первой скрипке, заглянул в партитуру и немедля дал отмашку барабанщику. Для вовлечения аудитории он выбрал беспроигрышный вариант – «Болеро», одну из самых исполняемых в России симфонических композиций. Медиативная цикличность узора Мориса Равеля легко включила контакт оркестра с залом, после чего Гергиев усложнил задачу: вторым номером пошел столь же атмосферный, но структурно сложный, ритмически экспрессивный триптих Клода Дебюсси «Море». Кульминацией же стал еще более порывистый Игорь Стравинский: оркестр исполнил сюиту из «Жар-птицы», а балетная музыка без хореографии все-таки теряет во внятности образов. Зато оркестр с трех подходов насытил публику высоким жанром и на десерт выдал бодрую увертюру к оперетте Иоганна Штрауса-сына «Летучая мышь», тем самым сбалансировав программу вечера.
Отметим, что муниципалитет вел прямую трансляцию концерта на сайте города, ее запись была доступна и сегодня, пока видео не закрыл правообладатель Star Media. Запись велась с трех камер, и действия музыкантов онлайн-зритель мог видеть лучше, чем присутствующие в зале. Это тоже было интересно – наблюдать, как дирижер общается с музыкантами на языке жестов, задавая им не столько ритм, сколько дух музыки, запуская перебиранием пальцев игры волн, поднимая морской вал ладонью, и временами едва не танцуя на сцене. Однако лишь живое исполнение выдает уровень оркестра: играя, что называется, с колес, более полусотни музыкантов под контролем Гергиева разыгрывали сложнейшие оркестровки так аккуратно, словно их партии неспеша, вдумчиво сводил звукорежиссер. Зритель провожал овацией каждую композицию, завершающую – стоя.
За 22 фестивальных дня оркестр Мариинского театра даст концерты в 25 городах страны и завершит тур 9 мая в Москве, однако привязывать это событие к символике Дня Победы не стоит. Уже из названия ясно, что в 2002 году Гергиев, как художественный руководитель Московского Пасхального фестиваля, а также бывший его директор Эдуард Бояков организовали первые выступления симфонического оркестра, хора и звонарей в честь Христова Воскресения. Год спустя фестиваль стал всероссийским, а с 2008 года оркестр обзавелся спецпоездом, на котором с тех пор и ездит по стране в апреле-мае. Один вагон поезда, кстати, целиком багажный – артисты перевозят в нем инструменты. В каждом городе Гергиев предлагает новую программу, и никогда не повторяется, если оркестр возвращается в город спустя год или несколько. Набережные Челны, напомним, приняли пасхальный концерт оркестра уже в пятый раз, а без привязки к поводу Гергиев отыграл в городе седьмую программу.
В Татарстане в этом году пасхальный поезд проехал через три города: 25 апреля оркестр дал два концерта в Казани, а вчера – по одному в Альметьевске и Набережных Челнах. Завершая тур по республике, дирижер попрощался с залом так же, как и встретился – молча, но миссию спикеров вязли на себя руководители города и "КАМАЗа".
Выступление мэра Челнов Наиля Магдеева прозвучало эмоционально, хотя, наверное, больше соответствовало бы событию вроде музыкально-патриотического марафона «Zа Россию».
«Он – великий маэстро и достойный сын своего народа, нашей страны, - отозвался о Гергиеве мэр, - Это достоинство мы с вами наблюдали в освобожденной Пальмире ( 5 мая 2016 года оркестр Гергиева дал концерт в Пальмире, освобожденной армией сирийского правительства при поддержке российских войск – прим. ред.) Мы видим сегодня, как Валерий Абисалович делает все, чтобы поддержать российский народ в это непростое время. Эта поддержка нужна и лидеру нашей страны, Верховному главнокомандующему и президенту Владимиру Владимировичу Путину, поддержка нужна и всем нам. Если сегодня для российских солдат поле боя там, то у Валерия Абисаловича поле боя здесь. Гергиев, "КАМАЗ" и Челны – едины и непобедимы!» В завершение Магдеев горячо поблагодарил одного из виновников торжества – гендиректора "КАМАЗа", - и пожелал здоровья и счастья Гергиеву и его сподвижникам: «Мы вас любим, уважаем, вами гордимся. Вы – настоящий мужик!»
Когогину, надо сказать, услышать оркестр Мариинки в этот раз так и не довелось – генерал "КАМАЗа" отбыл в командировку, но от компании выступил его первый заместитель Юрий Герасимов .
«Музыка, которая звучала в лучших залах мира, звучит сегодня в нашем городе машиностроителей. Это не просто большое культурное событие – оно происходит в преддверии Дня Победы, когда музыка становится символом единения, силы и непобедимости, - объяснил посыл предыдущего спикера Герасимов, - Мы со своей стороны приложим все усилия, чтобы "КАМАЗ" по-прежнему работал, выпускал необходимые России грузовики, и продолжал музыкальные и культурные традиции нашего города при содействии великих музыкантов симфонического оркестра под управлением Валерия Гергиева».
Фото: «Вести КАМАЗа»/Виталий Зудин
Автор статьи Влас МыськоПоследние новости
Зависимость как семейная болезнь: Роль близких в процессе выздоровления
Как созависимость влияет на лечение и восстановление зависимого человека.
Новые тарифы на теплоснабжение в Татарстане на 2025 год
Эксперты отвечают на вопросы населения о тарифах на теплоснабжение.
Мастер-класс по изготовлению украшений из эпоксидной смолы в Шемордане
Дети Шемордана создают уникальные брелоки на мастер-классе.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку