«Продала дом — купила часы с кукушкой»: ценительница редких вещей открыла свою выставку

Необычная выставка «Искусство в интерьере» открыта в картинной галерее Набережных Челнов.

Необычная выставка «Искусство в интерьере» открыта в картинной галерее Набережных Челнов. В ней представлены арт-объекты и полотна художников, которые украшают дом главного редактора газеты «Челнинские известия» Зульфии Султановой. В беседе с корреспондентом «Татар-информа» она рассказала истории экспонатов, которые собирала 20 лет.

«Мы  выстаивали огромную большую очередь, чтобы посмотреть картины импрессионистов»

Зульфию Султанову всегда привлекал мир живописи и  искусства. Журналист по  образованию она  много писала о  культуре. Ходила по  выставкам, бывала во  многих мастерских художников и  даже устраивала однодневные поездки в  Москву, чтобы посетить выставки импрессионистов. 

«Мы  выстаивали огромную очередь, чтобы посмотреть картины импрессионистов. Меня всегда это увлекало. И  сейчас, куда  бы я  ни  поехала, всегда хожу по  выставкам»,  — рассказала она о  своей тяге к  искусству.

Офорт Александра Халдеева «Бессонница и крик птицы»

Фото: из личного архива Зульфии Султановой

На  путь коллекционирования Зульфия Султанова встала в  конце 1990-х годов, когда набралась смелости и  позвонила челнинскому художнику-графику Александру Халдееву с  предложением купить его офорт под названием «Бессонница и  крик птицы»  — это философская работа с  шекспировским сюжетом: несчастные Король и  Принцесса на  фоне призрачного замка, которые пребывают в  растерянности.

Картина выполнена в  печатной технике  — офорт. Это техника достаточно сложная, объясняет Зульфия Султанова. Рисунок сначала наносится на  металл, потом производится травление поверхности печатной формы кислотами. В  какой-то мере  это даже вредная  работа для того, кто ею  занимается. 

«Александр Халдеев  — большой мастер, который, к  сожалению, раньше времени ушел из  этой жизни. У  него драматичная судьба и  работы такого  же драматичного плана. Картина „Бессонница и  крик птицы“ тогда полностью завладела мыслями и  не  отпускала несколько дней. Сюжет меня очень зацепил. В  итоге я  ее  купила. С  тех пор началось мое осознанное коллекционирование»,  — поделилась она.

Работа Хамзы Шарипова «Дерево с птицами», выполненная на сухом листке дерева

Фото:  из личного архива Зульфии Султановой

«Когда я  вижу красивые работы, мне их  все хочется купить, но  это невозможно»

Большинство экспонатов в  коллекции журналиста  — это работы еще одного известного челнинского художника Хамзы Шарипова.

Он  работает в  разных техниках  — и  с  тканью, и  с  бумагой, и  с  металлом, и  с  эмалью. Одна из  последних его работ в  коллекции  — «Посвящение Дэрдменду »  (татарский поэт  XIX  века, –  прим. Т-и ).

«Его работы меня трогают своим символизмом, и  в  моей коллекции больше десяти его произведений искусства. Он  очень разноплановый, самобытный. Так, у  меня есть работа, выполненная на  опавших осенних листьях. Художник их  как-то обрабатывает, потом на  них рисует. Получается очень оригинально. Когда я  вижу его работы, мне их  все хочется купить, но  понятно, что это невозможно»,  — делится коллекционер.

Работа Хамзы Шарипова «Комета»

Фото: из личного архива Зульфии Султановой

В  коллекции Зульфии Султановой есть еще одна работа Хамзы Шарипова «Комета», она нарисована на  спиле дерева. Художник гениально обыграл трещину. 

«В  том, в чем любой другой увидел  бы брак, Хамза увидел уникальность. Это и  есть настоящий талант»,  — поделилась журналист.

«Мы  с  ним перешли на  татарский язык, у  него выступили слезы на  глазах»

Каждая работа появлялась в  коллекции Зульфии Султановой после сильной влюбленности именно в  работу и  страстного желания заполучить  ее. 

«Это происходит так: я  прихожу на  выставку, вижу картину, и  она не  дает мне покоя. Я  потом хожу по  дому и  хочу их  непременно получить. В  итоге я  связываюсь с  художником, и  мы  договариваемся, что я  у  него покупаю работу»,  — рассказала о  появлении в  своей коллекции экспонатов журналист.

В коллекции Зульфии Султановой присутствуют не  только картины, но  и  предметы деревенского быта, вышивка, арт-объекты из  разных стран, есть даже большой сундук и  одна фотография казанского фотографа Ляли Кузнецовой .

Одну из  стен в  доме украшают тарелки, купленные в  разных странах: Египте, Марокко, Великобритании, Доминикане, Турции, Гонконге, Израиле, Азербайджане, Испании…

Слева –  сундук, расписанный художницей Сагидой Сиразиевой

Фото: Антон Катушенок, предоставлено Зульфией Султановой

Большой сундук, с  которыми раньше девушки выходили замуж, передала ей  подруга, решившая переехать с  отцом в  Сочи. В  таких сундуках хранилось приданое невесты. Выкинуть его рука не  поднялась. 

«Зная мой интерес к  старинным вещам, подруга предложила мне забрать его. Сундук был не  в  самом лучшем виде, краска облезла. Мой муж отшлифовал его, и  мы  отвезли его художнице Сагиде Сиразиевой . Она долго вдохновлялась, и  через полгода я  получила такой чудесно расписанный арт-объект»,  — поделилась историей сундука собеседница агентства. 

Также в коллекции Зульфии Султановой есть корытце для муки (жильпуш) и старинный рубель для глажки белья, расписанные этой же художницей.

Гранат, купленный на стамбульском блошином рынке

Фото:  из личного архива Зульфии Султановой

Бывая в  разных странах, как истинный коллекционер, Зульфия Султанова заходит на  блошиные рынки. Так, интересная история случилась со  старинным серебряным гранатом в  Турции, который челнинка купила на  рынке в  Стамбуле. Она начала торговаться с  продавцом по-английски, но  вскоре он  понял, что это не  родной ее  язык. В  разговоре выяснилось, что он  — внук крымских татар, которые после революции перебрались в  Турцию.

«Мы  с  ним перешли на  татарский язык, у  него выступили слезы на  глазах. Я  купила у  него этот гранат, и  он  сильно уступил мне в  цене»,  — рассказала собеседница агентства, отметив, что абсолютно все арт-объекты у  нее гармонично вписываются в  интерьер дома.

Винтажная скатерть из Турции

Фото: из личного архива Зульфии Султановой

А  вот этот фрагмент винтажной вышитой скатерти Зульфия также купила на  блошином рынке Стамбула. Скатерть местами была дырявая, но  этот синий цвет и  роскошные павлины ее  просто пленили. Журналистка отдала ее  на  реставрацию местным мастерицам, и  теперь эта старинная вещь также украшает интерьер ее  дома.

«Мама с  радостью поддержала мою авантюрную идею»

Мама Зульфии Султановой  — Гульзиган Калямовна — до  старости сохраняла в  себе удивительное жизнелюбие и  легко относилась к  деньгам, вспоминает ее  дочь. Когда она продала свою скромную дачу, полученное разделила на  четверых: на себя и  трех дочерей. На  свою долю наша героиня купила немецкие механические часы с  боем. 

Как-то в  поездке по  Германии, по  дороге в  замок Нойшванштайн в  Баварии, супруги заехали в  магазинчик, где продавалось множество необыкновенных часов с  кукушкой и  разными сценками из  жизни крестьян. Зульфия пересмотрела и  послушала десяток образцов, но  не  купила. Они были дорогими. Однако  выходя, на  всякий случай  взяла визитку магазина. 

 

И  вот спустя время, когда мама передала ей  долю от  дачи, нашей героине  пришла авантюрная идея  купить на  эти деньги часы. И  мама ее  с  радостью поддержала. 

Коллекционер списалась с  владельцами магазина, сделала платеж, и  они выслали часы. Потом была история с  Почтой России (или Германии), которая пренебрегла отметкой, что посылку нельзя переворачивать, консультации с  магазином по  поводу ремонта. Но  все завершилось благополучно.

«Кукушка кукует, фермеры танцуют, дровосек колет дрова, мельница крутится, часы отмеряют время... А  я  вспоминаю свою удивительную маму и  нашу дачу».

«Художник  сказал мне: “Ты не работу разбила, ты мне сердце разбила”»

В  жизни Зульфии случались и  непредвиденные обстоятельства с  экспонатами. Так, в  ее  коллекции есть работа на  стекле челнинского художника Анатолия Пашина .

Не  дождавшись мужа, она решила повесить ее  на  кухне  и  сама вкрутила для этого саморез. Потом даже похвасталась об  этом супругу. Ночью в  доме раздался страшный грохот  — работа  была разбита.

Витраж Анатолия Пашина «Цветы любви»

Фото: из личного архива Зульфии Султановой

Наутро Зульфия Султанова позвонила художнику, рассказала ему о  случившемся «горе» и  попросила его повторить работу.

«Он сказал мне: “Ты не работу разбила, ты мне сердце разбила”».

«Работу художник все  же повторил, но  она все равно получилась абсолютно другой. Саморезы я  больше не  вкручивала. Не  все работы можно восстановить»,  — говорит собеседница агентства. 

«Белый натюрморт» Мадияра Хазиева

Фото:  из личного архива Зульфии Султановой

Одну из  самых первых и  любимых работ в  коллекции  — «Белый натюрморт» Мадияра Хазиева , к  слову, удалось повторить. Она выполнена в  технике татарского шамаиля, с  подложкой из  фольги. 

«Эта именно та  работа, которая в  моем интерьере нравится многим. Художнику даже дважды пришлось делать копии, и  они теперь украшают квартиры в  Казани моей сестры и  еще одной подруги»,  — поделилась коллекционер.

«Водопой»  Салавата Гилязетдинова

Фото: из личного архива Зульфии Султановой

Еще одна из  любимых работ  — фрагмент работы художника из  Уфы Салавата Гилязетдинова «Водопой». Она выполнена в  необычной технике «конгрев»: картина отлита из  размоченной бумаги.

«Лошади, колеса арбы  — исконно татарские символы. Именно такая символика щемит мне сердце в  работах татарских этноавангардистов»,  — делится собеседница агентства.

«Спорить о  вкусах  — это не  значит, что кому-то нравятся пирожки со  смородиной, а  кому-то с  вишней»

Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Хамза Шарипов , чьи работы находятся в  коллекции Зульфии Султановой, считает, что вкус вкусу  рознь, особенно если речь идет о  «настоящем» искусстве. 

«Кажется, для того, чтобы быть коллекционером, достаточно любить искусство. При этом считается, что вкус  — расплывчатое понятие: кому-то нравятся пирожки со  смородиной, а  кому-то с  вишней. Но  понимать искусство, так  же  как и  иметь вкус,  — это немного другое. Это тот момент, когда человек смотрит на  произведение искусства, и  оно его цепляет. И  дело тут не  в  начинке, а  в  том, что человека трогает  то, что художник сумел передать. В  отличие от  пирожков  искусство  — это текст, и  его нужно суметь прочитать»,  — поделился он  своими убеждениями с  «Татар-информом».

На открытии выставки

Фото:  Антон Катушенок, предоставлено Зульфией Султановой

По  мнению мастера кисти, искусство  — это показатель некой развитости, умение видеть смыслы, глубину, искренность. Вот это все у  Зульфии Султановой есть, говорит  он. Она собрала очень хорошую коллекцию, работы высокого уровня.

При этом Зульфия Султанова не  просто постигает искусство  и  не  только любит его, но  и  пишет интересные посты по  поводу своих открытий. Это показатель того, что она не  просто любитель, но  и  знаток.

«Коллекционирование  — это радость, особенно когда коллекционер находит работу, близкую душе. И  ее  содержание понимается не  только сквозь призму разума, но  и  через сердце. Когда человек чувствует нечто интересное, оригинальное  — вот чем ценно искусство»,  — считает собеседник агентства. 

Искусство  — это текст, и  его нужно суметь прочитать, говорит Хамза Шарипов

Фото:  Антон Катушенок, предоставлено Зульфией Султановой

«На  взгляд эксперта, работы представляют большую художественную ценность»

Председатель отделения Союза художников Набережных Челнов Ленар Ахметов на  выставке в  галерее также оценил коллекцию Зульфии Султановой. 

По  словам эксперта, обычно бывает так: работы пишут либо под интерьер, либо только для музея. Редко можно подобрать универсальный вариант, а  у  Зульфии Султановой получается это сделать. 

«Коллекция содержит работы уже именитых художников, в  основном  по  направлению этнического авангарда. Видно, что картины и  арт-объекты у  нее тщательно отобраны, и, на  взгляд эксперта, эти работы представляют большую художественную ценность. При этом работы гармонично вписаны в  интерьер».

Работа на стекле Ленара Ахметова «Fly»

Фото: из личного архива Зульфии Султановой

К слову, работа Ленара Ахметова «Fly» («Летать») на выставку не попала, ее  побоялись разбить при транспортировке. Она большая и выполнена на стекле в смешанной технике, напоминающей технику татарских шамаилей.  Всего в картинной галерее Набережных Челнов представлено 49 из 60 собранных коллекционером произведений искусства.

Выставка будет открыта  до  29  декабря, а  потом все работы вернутся к  себе домой. «Я  очень надеюсь, что Новый год я  встречу со  своими экспонатами»,  — заключает Зульфия Султанова.

Последние новости

Новые инициативы по улучшению экологии в России

Правительство запускает ряд программ для защиты окружающей среды.

Итоги работы Госветобъединения Казани за 9 месяцев 2024 года

В Татарстане подведены результаты работы ветеринарной службы.

Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры

Городские власти запускают ряд проектов для модернизации инфраструктуры.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Октябрьском, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *