Сергей Пускепалис: «У нас умеют меткой премией за какую-нибудь гадость сбивать с пути»

О судьбе эмигрировавших коллег, Сенцове и Фон Триере, а также заглядывании в бездну.

О судьбе эмигрировавших коллег, Сенцове и Фон Триере, а также заглядывании в бездну. Часть 2-я

Тезисы из  предыдущего разговора «БИЗНЕС Online» с  худруком Ярославского театра драмы им.  Волкова Сергеем Пускепалисом в  канун казанских гастролей разошлись по  политическому «Телеграму». Речь шла о  перспективах отечественной культуры в  новых сложившихся условиях. Данная тема настолько важная и  обширная, что мы  решили продолжить эту беседу с  известным российским актером и  режиссером по  случаю его приезда в  столицу  РТ. Пускепалис рассказал о  том, как правильно налаживать культурные связи с  Западом, чем стимулировать молодых российских художников и  как заявить о  себе национальным труппам.

Сергей Пускепалис: «Мы  не  отрицаем западную культуру, как отрицают русскую наши европейские партнеры. Я  по-прежнему люблю Томаса Манна, Теодора Драйзера, Марка Твена, Александра Дюма, который был в  Казани и  прелестно отзывался о  ней» Фото: Андрей Титов

«Уехавшие ребята могут и  не  пригодиться»

—  Сергей, в  нашем предыдущем разговоре мы  затронули тему смены культурной элиты в  России, некоторые из  ваших тезисов даже опубликовал в  своем телеграм-канале Захар Прилепин. Вы  действительно уверены, что наша культурная элита будет меняться? Ведь есть мнение, что рано или поздно России вновь придется налаживать мосты с  Западом, и  тут как раз пригодятся те  режиссеры, продюсеры, артисты, которые сегодня, возможно, в  опале.

—  Налаживая отношения с  Западом, необходимо отстаивать интересы нашей страны. В  1990-е  мы  дискредитировали свое прошлое, отрицая достижения русско-советской культуры, чтобы понравиться зарубежным партнерам. Сегодня все должно быть иначе. Поэтому уехавшие ребята могут и  не  пригодиться. Они показали приверженность ценностям, которые устраивают руководство европейских государственных образований и  направлений, а  культура  — это отражение видения перспектив развития того или иного социального строя. У  нас такие вещи не  прививаются, поэтому для будущих контактов с  Западом, вероятно, понадобятся другие люди.

Мы  не  отрицаем западную культуру, как отрицают русскую наши европейские партнеры. Я  по-прежнему люблю Томаса Манна, Теодора Драйзера, Марка Твена, Александра Дюма, который был в  Казани и  прелестно отзывался о  ней. А  Запад все время стремится нас обвинить и  заставить рефлексировать. О  чем? О  том, что мы  хотим жить счастливо и  надежно?

—  Как могут выглядеть новые инструменты для стимуляции талантливых людей, которые будут отражать в  искусстве социально значимые вопросы нашего государства, о  чем вы  также говорили в  прошлой нашей беседе. Что это за  инструменты и  кто ответственен за  их  разработку и  внедрение?

—  Главные инструменты  — это востребованность и  обратная связь. Контингент, определяющий сегодня направление развития культуры и  оценивающий ее  достижения, находится в  центральных городах, и  экологически не  совсем здоров. Он  стремится увидеть нечто порочно-запрещенное и  называет это поиском нового языка, вызовом, эпатажем, попыткой заглянуть в  потаенные уголки души. Наверно, все это может присутствовать в  определенных частях нашей деятельности, ведь искусство  — дело дерзких людей. Но  необходимо быть ответственным за  свои слова, а  здесь у  нас проблема. Мы  часто дерзим и  не  думаем, что будет с  нашим собеседником, потому что заняты собой. В  этом отличие искусства от  самовыражения в  искусстве.

В  итоге образуется круг «насмотренных» людей, которые заполняют кино- и  театральные залы на  первых показах. А  потом залы пустеют, так как спектакли и  фильмы не  имеют ничего общего с  общественным пониманием нынешнего потока жизни. Сегодня информация быстро доходит до  отдаленных уголков страны. Поэтому нестоличный зритель  — такой  же насмотренный, и  требует качественный продукт. Но  он  экологически чист, в  отличие от  тех, кто находится на  ключевых постах, распределяет гранты и  премии.

Кто такой Сергей Пускепалис?

Сергей Витауто Пускепалис   — российский актер, режиссер и  политический деятель. Заслуженный артист России (1999).

Родился 15  апреля 1966 года в  Курске. В  1985-м окончил Саратовское театральное училище (курс Юрия Киселева). Затем прошел трехгодичную срочную службу в  Североморске в  Военно-Морском Флоте СССР. После увольнения в  запас в  1988-м в  звании старшины  первой статьи вернулся в  Саратов. Более 10 лет работал актером в  саратовском ТЮЗе им.  Киселева.

В  2001 в  Москве окончил режиссерский факультет РАТИ (ГИТИСа) (курс профессора Петра Фоменко). После выпуска поставил в  столице пьесу Алексея Слаповского «Двадцать семь», этот спектакль участвовал в  одном из  фестивалей театра «Балтийский дом». После поставил спектакль «От  красной крысы до  зеленой звезды» по  пьесам Слаповского в  омском «Пятом театре». Работал режиссером в  самарском театре «Понедельник».

В  2001–2002 годах Пускепалис  — ассистент режиссера в  «Мастерской Фоменко». В  2003–2007 годах  — режиссер Московского театра-студии под руководством Олега Табакова. С  мая 2003 по  2007 год  — главный режиссер Магнитогорского драматического театра имени А.  С.  Пушкина. С  июня 2009-го по  февраль 2010-го  — главный режиссер Российского государственного театра драмы им.  Волкова в  Ярославле. С  2011 по  2013 год  — помощник художественного руководителя МХТ им.  Чехова Табакова.

Ставит спектакли в  известных драматических театрах России. Вел курс актерского мастерства в  Магнитогорской государственной консерватории им.  Глинки.

4  декабря 2018 года назначен заместителем художественного руководителя МХАТ им.  Горького по  творческой работе.

В  августе 2019-го стал художественным руководителем Российского государственного академического театра драмы им.  Волкова.

Думаю, надо просто делать хорошо то, что мы  умеем. А  умеем мы  многое, ведь понятия совести, милосердия и  юмора у  нас развиты сильнее, чем у  западных партнеров. Рычаги воздействия очень простые  — не  финансировать тех, а  финансировать других, давать премии не  за  то, а  за  это, подхватывать молодых художников и  укреплять их  в  мысли, что людям нужно настоящее искусство. Надо заниматься аудиторией, а  не  собой.

Яркий пример  — кинорежиссер Ларс фон Триер. Его ранний фильм «Рассекая волны» о  добре и  любви можно пересматривать десятки  раз. Потом он  перешел к  «Меланхолии», а  сейчас снимает «Антихриста» и  «Нимфоманку». Я  не  понимаю  его. Если сам хочешь застрелиться  — иди и  закончи свою жизнь. Зачем тащить за  собой других? Хуже всего то, что Триер делает это талантливо. Посмотрев его картины, не  хочется выходить на  улицу и  общаться с  людьми. Каждый должен помнить о  смерти, чтобы совершать благие дела, но  мы  не  знаем, когда она настанет. А  он  говорит  — завтра,  призывая к  самоубийству. Художник не  может себя так вести. Это античеловечно.

  — Театр им.  Волкова может стать полигоном для обкатки тех самых  новых инструментов?

—  Мы  это и  делаем. Я  не  боюсь смотреть в  бездну. Но  нельзя забывать,  чем больше смотришь в  бездну, тем больше она смотрит на  тебя. Мы  изучаем произведения искусства, чтобы познать жизнь, чтобы стать крепче и  понять, что не  все потеряно. Да, жизнь трагична: человек рождается, чтобы умереть. Но  важно оставить о  себе хорошую память. Заплачут  ли об  опальных ребятах нормальные люди? Думаю, нет. А  их  сторонники плакать не  умеют.

Вновь рекомендую посмотреть мой спектакль «…Забыть Герострата!». Герой сжег храм Артемиды, который строили 200 лет, и  стал популярным. Это эффективно перед настоящим, но  безответственно перед будущим. На  общее будущее Герострату плевать, как и  опальным ребятам. Но  о  своей судьбе они пекутся, вырабатывают острова благополучия там, где действуют иные законы. Условно говоря, призывают есть в  «Макдональдсе», а  сами едят дома кашу, яйца и  фермерское мясо.

«Мы  стали понимать (как герои фильма «Стиляги»), что создали в  своем воображении то, чего за  рубежом  нет» Фото:  Централ Партнершип,  РИА «Новости»

«Иногда неплохо отстать от  людей, которые летят в  пропасть»

—  Ожидаете  ли вы, что российскую культуру ждет тот  же слом, который происходил 100 лет назад? Советский авангард 1920-х годов уже стал культурным наследием мирового масштаба. С  другой стороны, искусство, рожденное нашими людьми в  эмиграции, тоже дало колоссальные плоды. Может, подобное разделение и  сегодня позволит художникам создать великие произведения искусства?

—  В  1920-е художников из  страны выдавила ситуация. Сейчас они уехали сами, но  уже возвращаются, потому что там нет вдохновения, денег и  никто не  ждет. Думаю, ничего хорошего наши эмигранты за  рубежом не  создадут. А  создадут  ли те, кто остался в  России? Не  знаю. У  нас умеют «вымывать» таланты, меткой премией за  какую-нибудь гадость сбивать с  истинного пути. Я  уверен, что кризис будет. Он  нужен для того, чтобы руководство перестроило свои планы.

На  последних «Кинотаврах» я  не  видел фильма, получившего приз,  который  бы меня вдохновил на  следующие шаги в  моей жизни. Александр Роднянский ( украинский кинопродюсер, многолетний президент фестиваля «Кинотавр»   — прим. ред. )  — талантливый организатор, но  откуда взялась его русофобская риторика? Он  утверждает, что входит в  активную фазу разрушения всего, что у  нас есть. Если это изначальное неприятие всего, что говорит, передвигается и  живет по-русски, зачем надо было столько лет тут находиться, получать серьезные деньги, организовывать художественный процесс… Это, как минимум, непорядочно.

Сегодня «Кинотавр» стал площадкой для решения политических акций. Взять хотя  бы ситуацию с  Сенцовым, когда ведущие российские режиссеры превратили киносмотр в  клуб по  защите террористов ( в  2018 году участники «Кинотавра» на  церемонии закрытия форума призвали освободить осужденного в  России и  отбывавшего на  тот момент срок украинского режиссера Олега Сенцова   —  прим. ред ). Сейчас Сенцов позиционирует себя как отъявленный террорист. Но  хоть  бы один из  его адептов сказал: «Наверное, я  был не  в  материале, повелся на  компанейщину и  заигрался в  потоке гуманизма». Нет. А  это  — глубокоуважаемые мною люди. 

—  Вы  говорите, что в  последние 30 лет россиян интегрировали в  общий культурный поток, что не  всегда шло нам на  пользу. В  каких случаях это все  же было полезно и  почему?

—  Мы  стали понимать (как герои фильма «Стиляги»), что создали в  своем воображении то, чего за  рубежом  нет. После перестройки я  был в  американских, немецких, французских, английских театрах, и  нигде не  ощущал, что мы  проигрывали. Наоборот, моя самооценка росла, хотя на  Западе тоже есть много талантов. Я  не  против обменяться взглядами на  Чехова. Для этого придуман Международный Волковский фестиваль «Русская литература на  языках мира». Если  бы в  Португалии поставили «Чайку» и  показали у  нас, мы  бы узнали, как там воспринимают Чехова, а  португальцы на  русской земле поняли  бы его иначе. Мы, в  свою очередь, могли  бы сделать семинар французской пьесы во  Франции. Хорошо, когда подобный обмен происходит доброжелательно, как соревнование на  жизнь и  на  перспективу.

На  первую театральную олимпиаду в  2000 году к  нам приехал весь  мир. Я  тогда был в  шоке и  не  понимал, как оценивать увиденное. Итальянцы привезли в  театр Маяковского спектакль «Падение Рима», где люди с  врожденными генетическими дефектами изображали непонятно  что. И  мне говорили, что это  — театр. Я  ошалел и  навсегда приобрел защиту к  проявлению подобных идей и  эмоций в  публичном пространстве. На  многих западные перформансы произвели позитивное впечатление. Ну  и  пусть живут  там. У  нас, слава Богу, хватает территории, запасов и  талантов. Управиться  бы со  всем!

—  Вот еще один ваш тезис, запомнившийся из  нашей предыдущей встречи: «Иногда межкультурный опыт полезно отключить и  провести импортозамещение нравственных ценностей». Можете пояснить эту мысль и  насколько долгим по  времени может быть такое отключение? Не  окажемся  ли мы  в  какой-то момент среди отстающих?

—  Иногда неплохо отстать от  людей, которые летят в  пропасть. Пусть они туда свалятся, а  мы  посмотрим, что будет. Не  знаю, сколько продлится «отключка», вы  сами видите, как развивается ситуация. Наш президент терпел 8 лет, и  никто не  ожидал, что он  начнет действовать решительно и  жестко. Сейчас мы  восстанавливаем справедливость и  порядок в  обществе  и  подаем пример другим странам, которые пристально следят за  нами. Для меня сегодня все оптимистично.

«Мы  еще не  доросли до  того, чтобы наказывать впрок. И  слава Богу. Нужно быть последовательными и  доброжелательными. Пусть наши ребята с  удовольствием читают «Приключения Эраста Фандорина» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Республиканские и  областные труппы должны заявлять о  себе»

—  Не  секрет, что многие люди из  кино- и  театрального мира публично критикуют спецоперацию на  Украине. И  немало разговоров ведется о  том, как  же власти стоит поступать в  их  отношении. Что вы  думаете по  этому поводу? Где-то книжные магазины уже по  своей инициативе убирают с  полок книги Акунина, театры перестают ставить в  афишу  спектакли Серебренникова… Нет  ли здесь опасности для развития отечественной культуры?

—  И  Акунин, и  Серебренников разные в  своем творчестве. Работы, воспевающие русофобство, человеконенавистничество, порок, ЛГБТ, терроризм и  экстремизм, безусловно, надо запретить. А  то, что сделано хорошо, почему  бы не  показывать? Не  вижу в  этом ничего предосудительного. Мы  еще не  доросли до  того, чтобы наказывать впрок. И  слава Богу. Нужно быть последовательными и  доброжелательными. Пусть наши ребята с  удовольствием читают «Приключения Эраста Фандорина».

—  Должны  ли, по-вашему, российскими государственными театрами руководить только те  режиссеры и  директора, которые четко и  публично поддержали спецоперацию?

—  Да, ведь эти учреждения финансирует государство. Если человек не  разделяет взгляды представителей нашей власти, он  не  может находиться в  государственном театре. Это честно.

—  Наверняка ведь и  в  вашем коллективе, и  в  вашем ближнем кругу есть люди, которые имеют отличное от  вашего мнение о  событиях, которые происходят вокруг. Как вы  на  это реагируете? И, вообще, после 24  февраля вы  что-то изменили, скажем, в  репертуарных планах Волковского театра на  ближайшие сезоны?

—  У  нас есть спектакль «Солнечная линия», поставленный Сергеем Карповым по  пьесе Ивана Вырыпаева. Он  очень нравится зрителям и  актерам. Но  после начала спецоперации Воропаев публично заявил, что средства от  спектакля пойдут в  помощь националистам и  ВСУ и, таким образом, поставил нас в  ряд пособников того, что происходит на  Украине. Для меня это неприемлемо, поэтому мы  сняли спектакль. Но  недавно я  узнал, что можно наплевать на  высказывания Вырыпаева, не  отправлять ему денег и  играть спектакль без соблюдения авторских прав. Если минкульт даст соответствующее разрешение, мы  так и  сделаем. А  Иван пусть и  дальше пытается прижиться в  Польше. Нам не  по  пути.

—  Вы  согласны с  мнением, что в  нынешних условиях есть большие шансы заявить о  себе искусству народов  РФ? Сам  Валерий Фокин даже организовал Ассоциацию национальных театров. А  вы  бы как отреагировали на  предложение поставить спектакль, к  примеру, в  Казани на  татарском языке?

—  Я, быть может и  хочу, но  сейчас работаю художественным руководителем Первого русского театра. А  если буду что-то ставить вне программы или межкультурного обмена, меня не  поймут. Однако можно наладить взаимообогащающий процесс. Кто-то из  прекрасного театра Камала поставит спектакль в  Ярославле, а  я  здесь.

Конечно, республиканские и  областные труппы должны заявлять о  себе. В  советское время все коллективы унифицировали под МХТ им.  Чехова. Думаю, театры могут вернуть себе уникальность, радуя людей на  родной земле. Посмотрите на  потрясающий якутский коллектив ( театр «Олонхо»   — прим. ред. ), его худрук Андрей Борисов уходит в  национальный этнос, экспериментирует с  образами шаманов. Благодаря этому театр популярен за  пределами Якутска и  с  успехом выступает на  «Золотой маске». Надо быть интересным и  нужным своему зрителю. Тогда, глядя на  ожерелье театральных коллективов, мы  скажем: этот театр удивительный. Найти свое лицо можно методом проб и  ошибок, успехов и  поражений, актерских возможностей. Так рождается хорошее творческое соревнование.

Читайте также:  Сергей Пускепалис: «Иногда межкультурный опыт полезно на  время отключить»

Анастасия Попова

Последние новости

Новогодняя сказка в Альметьевском детском доме

Сегодня в детском доме прошла новогодняя елка, где ребята совместно с воспитателями подготовили и показали замечательную сказку «Волк и семеро козлят», которая подарила положительные эмоции всем присутствующим.

Нарушения на 50 тысяч рублей

Директор казанской управляющей компании оштрафован на 50 тысяч рублей. На бездействие УК “Уютный дом” поступила жалоба от жителя дома № 22А по ул.

В Лениногорске прошел заплыв на призы Деда Мороза

В традиционные заплывы на призы Деда Мороза в бассейне «Юбилейный» СП «Татнефть-Забота» выявили лучших среди юных пловцов.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Раменском с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *