«Их цель не в обучении, а в удержании учеников»: станут ли онлайн-школы «убийцами» репетиторов?

Онлайн-школы стали серьезной угрозой для репетиторов, специализирующихся на подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

Как фирма из Казани заработала 750 млн на курсах по ЕГЭ и ОГЭ

Онлайн-школы стали серьезной угрозой для репетиторов, специализирующихся на  подготовке к  ЕГЭ и  ОГЭ. Три лидера продаж виртуальных курсов собрали с  российских школьников в  II  квартале 2022 года 2,3  млрд рублей. Онлайн-школы дешевле, они экономят время и  избавляют от  тотального контроля, а  уроки можно пересматривать,  защищают инновацию ученики. Все это плод раздутых рекламных кампаний, а  сами школы  — инструмент по  вытягиванию денег, спорят офлайн-репетиторы. О  том, вытеснят  ли онлайн-курсы учителей с  рынка внешкольной подготовки,  — в  материале «БИЗНЕС Online».

Онлайн-школы дешевле, экономят время и  избавляют от  тотального контроля, а  уроки можно пересматривать,  защищают инноваторов ученики Фото: «БИЗНЕС Online»

Спасибо ковиду.  Как растет выручка онлайн-школ? 

Коронавирус вызвал у  школьников  привыкание не  только к  дистанционным занятиям, но  и  к  удаленной подготовке  к  экзаменам.  Ежеквартальный  рейтинг EdTech-компаний РБК по  финансовым результатам показывает значительный рост выручки компаний, занятых в  онлайн-образовании. Вот как расположилась тройка  лидеров по  подготовке  к  ОГЭ и  ЕГЭ в  II  квартале 2022 года: 

Учи.ру. Глава компании  —  Илья Паршин . Выручка в  II  квартале 2022-го  —  810  млн рублей (850  млн в  II  квартале 2021 года).  Skysmart. Влада Каменкова .  760  млн рублей (730 млн). Умскул.  Дмитрий Данилов .  750  млн рублей (500 млн). Чем дистанционное образование  отличается он  онлайн-школ и  онлайн-курсов? 

На  первый взгляд дистанционное образование, онлайн-курсы и  онлайн-школы  — это синонимы, а  на  деле форматы обучения разные.  Занятия в  дистанционной форме предполагают опосредованное взаимодействие ученика и  учителя с  помощью гаджетов. Ученик самостоятельно занимается по  заранее подготовленной программе: смотрит записи лекций, выполняет домашние задания, задает в  чате вопросы учителю. Сейчас появилась возможность получать дистанционное образование у  разных институтов из  разных стран, а  по  окончании учебы выдается диплом. Существуют также школы, работающие по  похожему принципу: ребенок переводится на  семейное обучение, а  программу усваивает с  помощью лекций в  интернете.

Онлайн-школы  — это курсы, которые идут бонусом к  школьной  программе. Их  задача  — подготовить ученика  к  экзаменам в  9-м и  11-м классах или подтянуть его по  отдельным предметам. Они охватывают все темы экзаменов  и  стоят дешевле, чем репетиторы, один урок с  которым обходится от  800 до  1,5  тыс. рублей.

Формат онлайн-школ предполагает набор групп по  20–30 учеников на  одного куратора-преподавателя. Один курс длится около месяца. Несколько раз в  неделю преподаватель проводит вебинары, проверяет домашние задания учеников и  отвечает на  возникшие вопросы. В  группе есть технический персонал на  случай проблем с  образовательной платформой или оплатой. Задача менеджера онлайн-школы  — подписать ученика на  максимальное количество курсов. Любопытно, что при продаже курсов менеджеров учат работать с  возражениями о  выгоде репетиторов: онлайн-школы делают акцент на  том, что их  вариант подготовки удобнее и  эффективнее частных занятий. 

В  первой десятке рейтинга практически все компании увеличили квартальную выручку  в  среднем на  20–60%, а  одна школа показала рост в  83%. Любопытно, что «бронза» досталась казанской  компании  «Умскул» под руководством 25-летнего Дмитрия Данилова . Бизнес-идея зародилась у  него с  одногруппниками в  далеком 2015 году в  общежитии. Студенты решили подзаработать на  репетиторстве, готовить школьников к  экзаменам, но  со  временем круг клиентов стал расширяться. Онлайн-репетиторы сделали первый шаг к  предпринимательству  — арендовали помещение, собрали команду из  25 человек  и  начали записывать видеоуроки. В  2016-м у  них было 400 учеников. Через год фирма разместилась в  коворкинге  — тогда в  штате были 6 преподавателей. Сейчас Умскул» арендует офис в  центре Казани, на  ул  Гоголя, 3а, а  число сотрудников превысило 2 тысячи. 

«Рынок онлайн-образования был сильно перегрет в  период пандемии, когда все ринулись заниматься онлайн. А  после спада заболеваемости часть учеников начали вновь отдавать предпочтение офлайн-формату подготовки, и  это повлияло на  снижение заказов»,  — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online»  Данилов. По  его словам, уровень конкуренции среди участников рынка стабильно высокий  и  продолжит оставаться таким в  ближайшее время.

По  данным справочного сервиса «Контур.Фокус», ООО  «Умскул» по  итогам 2021 года показало  выручку в  941,1  млн  и  чистую прибыль в  345,6  млн рублей. Данилову принадлежит 60% общества, еще 25% у  кипрского офшора «Ломигор Инвестментс Лимитед», 15% у  Михаила Солдатова и  1% у  Артура Шарафиева .

Как работает онлайн-школа? 

По  формату все онлайн-школы похожи. Отличия лишь в  пиаре и  небольшой разнице  цены  обучения. Школы чуть  ли не  друг за  другом повторяют форматы подготовки к  ОГЭ и  ЕГЭ: у  всех есть план подготовки на  год, курсы в  коротких видео и  экспресс-подготовка прямо перед экзаменами.

Один месяц онлайн-курсов стоит в  среднем от  3,5  тыс. до  6  тыс. рублей, в  зависимости от  уровня подготовки. Это могут быть обычные записи уроков,  занятия с  куратором  или индивидуальное обучение. Задача куратора  — проверять домашние задания и  объяснять ошибки. Девятимесячный курс подготовки к  экзаменам обойдется в  35  тыс. рублей.

Для оплаты курса нужно зарегистрироваться на  сайте компании, где размещена основная платформа для учебы. Там  же производится оплата: картой онлайн или по  указанным реквизитам. После этого открывается доступ в  личный кабинет, где есть расписание на  месяц, видеозанятия и  домашние задания. Работы проверяются либо автоматически, если это тестовые задания, либо куратором  — письменная часть с  развернутым ответом.

Видеоуроки с  преподавателем проходят 2–3 раза в  неделю по  1,5–2 часа. Все остается в  записи до  конца учебного года.

В  Татарстане работает еще три крупные онлайн-школы, направленные на  подготовку к  ЕГЭ и  ОГЭ. Если оценивать количество участников по  сообществам с  русским языком (обязательный  предмет для сдачи), пьедестал будет выглядеть так:

«Сотка», созданная Тимуром Ибрагимовым . На  страничке школы во  «ВКонтакте»  — 51  тыс. участников. PARTA, основанная Мурадом Мурадимовым . На  главной странице во  «ВКонтакте»  — 45  тыс. подписчиков. Считается одной из  самых дешевых школ. «99 баллов». Учредитель  — Айрат Халиуллин . На  странице по  русскому языку  —  18  тыс. подписчиков.

Курсы по  ОГЭ продаются слабо, школьники приходят лишь за  бесплатными материалами. ЕГЭ разбирают активнее: выпускники зачастую более заинтересованы в  самой подготовке, чем в  бесплатных материалах Фото: «БИЗНЕС Online»

«Онлайн-школа  — это семья. Создает уют на  „вебчиках“ и  заставляет полюбить то, чем вы  занимаетесь»

Как рассказали источники «БИЗНЕС Online» в  среде сотрудников онлайн-школ, коллектив в  подобных образовательных организациях состоит из  студентов, вчерашних школьников. Часто в  пабликах можно увидеть объявления о  наборе  кураторов, персональных менеджеров и  менеджеров по  продажам, что говорит о  высокой кадровой текучке. Специфика работы в  том, что курсы по  ОГЭ продаются слабо, школьники приходят лишь за  бесплатными материалами. ЕГЭ разбирают активнее: выпускники зачастую более заинтересованы в  самой подготовке, чем в  бесплатных материалах. Пик продаж наступает за  месяц-два до  сдачи экзамена.

Ученики рассказали нашим корреспондентам о  своей подготовке к  экзаменам в  этом году. Выпуск 2022-го  не  сдавал ОГЭ в  9-м классе из-за пандемии, поэтому экзамены для них были в  новинку. Некоторые из  опрошенных занимались и  с  репетитором, и  в  онлайн-школах, а  некоторые только в  онлайне. В  объятия онлайн-школ их  толкают разные причины. Один собеседник сказал, что прибегнуть к  дистанционному формату пришлось из-за отказа репетитора в  подготовке. Так он  прозанимался биологией три месяца. «Если  бы я  не  ленился и  успевал все учить и  делать в  срок, то  вполне можно было  бы хорошо подготовиться к  ЕГЭ»,  — заметил он.

Другая выпускница рассказала, что репетиторы сейчас неактуальны, их  занятия дороже, чем в  школах, а  дома заниматься намного удобнее. Из  минусов она указала нехватку собственной организованности, в  то  время как репетитор это  бы контролировал. Тем не  менее  девушка убеждена, что школы выгоднее и  удобнее личных встреч. Выигрыш в  цене опровергла третья собеседница издания: ее  репетитор стоил дешевле курсов, поэтому она, не  потянув оплату онлайн, занималась в  частном порядке. «Советую попробовать оба формата. Так можно почувствовать, где удобнее, комфортнее и, самое главное, качественный материал или  нет. Потому что, как все мы  понимаем, важно не  количество, а  качество! И, конечно, ни  один репетитор, ни  одна онлайн-школа не  проделает за  вас вашу работу»,  — заключила сознательная школьница.

Онлайн-школы  — это история про бизнес, а  не  про получение знаний, убежден преподаватель. «Их  цель не  в  обучении, а  в  удержании учеников, что позволяет вытянуть из  них побольше денег» Фото: ©  Илья Наймушин, РИА «Новости»

«Их  цель не  в  обучении, а  в  вытягивании денег»

Выбирая между проверенным  временем репетитором или «молодым», но  удобным  цифровым куратором, родители детей голосуют рублем, полагает Данилов. «Найти хорошего репетитора  — сложная задача, а  онлайн-курс гораздо проще и  дешевле»,  — говорит  он. Впрочем, у  ценников репетиторов разбег большой. По  данным сервиса подбора частных преподавателей Repetitor.ru, час занятий с  учителем-студентом по  математике будет стоить от  600 рублей, а  репетитор с  многолетним стажем попросит 3  тыс. рублей.  Месяц подготовки в  онлайн-школах обойдется в  3,5  тыс. рублей за  12 занятий.  «Репетиторы не  могут вытеснить онлайн-школы, они навсегда останутся. Но  уровень доверия к  онлайн-обучению еще низкий. Думаю, что довольно продолжительное время предпочтения, скорее всего, будут отдаваться репетиторам»,  — заключил Данилов.

«Онлайн-школы не  вредны, но  их  эффективность в  рекламных кампаниях сильно завышена,  — заметил в  беседе с  корреспондентом „БИЗНЕС Online“ частный преподаватель по  математике, физике и  информатике Никита Балакирев . —  По  моим оценкам, в  прошлом году примерно 35 процентов учеников занимались в  различных видах онлайн-школ. Все школы заявляют, что готовят минимум на  85–90 баллов, значит, 35 процентов должны сдавать на  такие баллы. Это неправда. То, что они пишут в  отзывах, не  совсем так».

Собеседник издания не  отрицает полезности онлайн-школ. «В  любом случае  решение задач  — это плюс, я  и  своим ученикам рекомендую посещать дополнительные курсы, но  ожидать от  них высоких результатов нельзя,  — уверен он. —  В  потоке  есть, например, тысяча учеников, и  кому-то этот формат не  подойдет, кто-то не  будет успевать, кто-то будет не  все понимать».  Любой результат выше 90 баллов  — это заслуга не  одного ученика, и  делить их  надо между всеми, полагает Балакирев: «Это и  заслуга родителей, и  сильная школа „до“, и  репетитор, может, есть в  этом и  онлайн-школа».

Онлайн-школы  — это история про бизнес, а  не  про получение знаний, убежден преподаватель. «Их  цель не  в  обучении, а  в  удержании учеников, что позволяет вытянуть из  них побольше денег»,  — говорит  он. В  пример он  привел известную онлайн-школу, которая «провалила» обучение своих клиентов в  период коронавирусного «дистанта». По  словам Балакирева, промахи руководство школы прикрыло «чисткой плохих отзывов». «Если вы  возьмете 2 тысячи учеников, проведете рекламную кампанию, удержите их  на  весь год, то  вероятность, что 30 человек сдадут экзамен на  100 баллов, есть,  — рассуждает собеседник издания. —  Вы  эти 30 комментариев разместите в  соцсети, и  будет выглядеть, будто хорошо сдали  все. Это правильная маркетинговая стратегия. Как бизнес  онлайн-школы весьма сложны, эмоциональны, креативны, технологичны. Но  написать на  100 баллов, занимаясь в  группе, невозможно, потому что нет волшебной методики. За  год никто так не  пишет. Если вы  хотите подготовить стобалльника, надо начинать с  7-го класса».

Онлайн-школы не  уничтожат репетиторов, полагает Балакирев. К  числу причин их  непотопляемости он  относит склонность некоторых учеников заниматься только очно. Кроме того, не  все образовательные программы онлайн-школ подходят детям. «У  моих учеников есть разные цели: некоторым нужна математика на  английском, некоторым  — определенные задачи разобрать, другие действительно хотят сдать экзамен на  90+ и  не  верят в  рекламу. Репетиторы всегда были и  будут, просто слой начинающих или слабых специалистов исчезнет, а  сильные останутся и  не  будут нуждаться в  учениках»,  — убежден он.

«У  репетитора с  базой проблем нет, хоть ученики и  начинают предпочитать онлайн-школы из-за комфорта, занятий из  дома,  — согласна частный преподаватель по  русскому языку и  литературе Алина Сабирова . —  Есть костяк, который выбирает только репетиторство. Есть ученики, которые и  с  репетиторами занимаются онлайн. Сейчас такая тенденция развивается, это еще один способ работать, и  в  нем нет ничего плохого, если это не  влияет на  уровень подготовки ученика. Конечно, если  бы онлайн-школ не  было совсем, все  бы шли к  репетиторам и  заработка было  бы больше».

По  словам Сабировой, онлайн-школы хороши, если необходимо освежить старые знания, но  для усваивания новых их  не  хватает. Выигрышная сторона репетиторов  — индивидуальный подход к  ученику, и  на  этом поле онлайн-школы их  не  переиграют. «Онлайн-школы не  заменяет репетиторство, но  могут идти в  ногу с  ним,  — рассуждает Сабирова. —  Если ученик самостоятельный, организованный, он  сможет подготовиться на  онлайн-курсах, а  к  репетиторам, как правило, обращаются ребята не  с  очень хорошей школьной подготовкой, которым нужен личный наставник. Надо найти золотую середину или совместить онлайн-школы и  репетиторство. С  развитием технологий барьер онлайна станет чувствоваться все меньше,  и  процент желающих заниматься очно будет уменьшаться, и  востребованность репетиторов офлайн начнет падать. Но  100-процентный уход  таких репетиторов с  рынка маловероятен. Будем переучиваться, чтобы работать онлайн».

Анастасия Афонина , Анастасия Хардер Фото на анонсе: «БИЗНЕС Online»

Последние новости

В центре «Опека» прошло детское новогоднее театральное представление

В рамках поддержки участников специальной военной операции и членов их семей в отделении социальной помощи семье и детям Комплексного центра социального обслуживания населения «Опека» в Альметьевском районе прошло детско

Минлесхоз РТ: с 1 января 2025 года будет осуществлен полноценный запуск ФГИС ЛК

Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан напоминает, что с 1 января 2025 года будет осуществлен полноценный запуск Федеральной государственной информационной системы лесного комплекса на всей территории Россий

Росреестр Татарстана поставил на кадастровый учет театр имени Галиаскара Камала 

    Управление Росреестра по Республике Татарстан поставило за 1 день на кадастровый учет новое здание Татарского государственного академического театра имени Галиаскара Камала по улице Хади Такташа, дом 74.

Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество

Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Чите

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *