«Мы уже давно не видим новых Королевых и Туполевых в университетах!»

В советское время студенческие конструкторские бюро были неотъемлемой частью профильных инженерных институтов.

Алексей Лопатин о том, почему молодой авиаконструктор должен уметь не только чертить, но и пилотировать самолет

В  советское время студенческие конструкторские бюро были неотъемлемой частью профильных инженерных институтов. Именно из  таких СКБ вышли известные отечественные конструкторы Королев, Миль, Макеев и  Симонов. В  эпоху дикого капитализма вузы «оптимизировали» эти структуры, оставшиеся без госфинансирования. О  том, как создание собственной летной школы для будущих инженеров-авиационщиков придаст профессии романтики и  почему не  стоит ждать появления новых Ломоносовых в  авиастроении, объясняет завкафедрой реактивных двигателей и  энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин.

Алексей Лопатин:  «Должен  ли молодой инженер-авиастроитель уметь самостоятельно пилотировать хотя  бы легкомоторный самолет?  «А  зачем?!»  — спросят многие» Фото: «БИЗНЕС Online»

Должен  ли молодой конструктор пилотировать самолет?

Казанский авиационный завод им.  Горбунова  —  филиал ПАО «Туполев»  планирует через несколько лет ежегодно производить по  20 самолетов Ту-214. В  Иркутске  после завершения сертификации готовятся начать серийное производство лайнеров МС-21.  В  Комсомольске-на-Амуре собираются наладить выпуск  нового «импортозамещенного» гражданского самолета Sukhoi Superjet  New. С  введением антироссийских санкций и  ростом спроса на  отечественную авиационную технику  потребность в  российских инженерах-авиационщиках резко возросла.

Что нужно для подготовки  хорошего инженера? Многие скажут  —  достойная зарплата. Да, деньги важны  для привлечения в  инженерию талантливой молодежи, но  это только одно из  условий,  и  причем  не  основное.  На  первом месте стоят научные школы и  традиции.  Вторая составляющая  — полноценная материально-техническая база в  виде натурных экспонатов, препарированных узлов и  агрегатов, мастерских, оборудованных как универсальным станочным парком, так и  лабораторным и  измерительным оборудованием.

Должен  ли молодой инженер-авиастроитель уметь самостоятельно пилотировать хотя  бы легкомоторный самолет? «А  зачем?!»  — спросят многие.  Ответ не  так очевиден, как кажется на  первый взгляд. Если в  качестве примера взять врачей, то  мы  увидим, что практика  — это не  просто важный элемент их  подготовки, она обеспечивает профессиональное формирование специалиста. У  каждого медицинского университета своя клиника или даже несколько, а  также сеть из  кафедр, расположенных в  профильных отделениях больниц. У  сельскохозяйственных университетов обширная база сельхозугодий для практики  и  экспериментального внедрения разработок. Аналогичная ситуация наблюдается и  в  профильных инженерных университетах. Так, в  НИЯУ МИФИ (Национальный исследовательский ядерный университет) будущие специалисты-ядерщики могут оттачивать профессиональное мастерство на  реальном реакторе (!). Все это позволяет  обеспечить формирование у  будущих специалистов прикладных компетенций уже во  время обучения в  вузе.

Обучаясь пилотированию, студенты смогут на  практике познакомиться с  основами аэродинамики и  управления Фото: «БИЗНЕС Online»

Основы  аэродинамики, изучение конструкции планера и  налет романтики

Учитывая все это, можно серьезно рассмотреть необходимость собственной летной школы для будущих специалистов-авиационщиков. Как это может повлиять на  повышение качества подготовки?

Появление летной подготовки в  учебной программе придаст легкий налет романтики , что, несомненно, положительно скажется на  популяризации авиационных профессий. Обучаясь пилотированию, студенты смогут на  практике познакомиться с  основами аэродинамики и  управления . Работа в  полном контакте с  авиационной техникой позволит будущим специалистам досконально изучить конструкцию планера, двигателя, системы управления, навигации и  связи , рассмотреть вопросы влияния нагрузок на  прочностные характеристики конструктивных элементов, а  также свойства материалов. 

Самолет  — это образец сосредоточения современных технологий, позволяющий студентам технических университетов авиационного профиля найти для себя полезную практическую составляющую образовательного процесса. Интересное наблюдение из  практики: выпускники авиационных специальностей профильных университетов, успешно прошедшие подготовку по  программам военного обучения офицеров запаса, обычно обладают более глубокими и  системными знаниями в  области конструкции и  проектирования, чем их  однокашники, не  обучавшиеся на  военной кафедре.

Но  одной практической подготовки, полученной в  военном учебном центре и  на  ежегодных практиках на  профильных предприятиях, недостаточно для подготовки, например, конструкторов. Ведь для этой категории специалистов крайне важна созидательная (креативная) составляющая подготовки. А  ее  можно получить в  рамках университетской среды только в  студенческих конструкторских бюро, или  СКБ.

Ранее  СКБ были неотъемлемой частью профильных инженерных институтов и  обеспечивали формирование конструкторского базиса Фото: tatarstan.ru

«Королев, Миль, Макеев, Симонов  — все прошли через СКБ»

Ранее  СКБ были неотъемлемой частью профильных инженерных институтов и  обеспечивали формирование конструкторского базиса. Стоит только вспомнить таких известных отечественных конструкторов, как Королев, Миль, Макеев, Симонов и  многих других. Все они прошли через СКБ и  большей частью  там и  сформировали свой неповторимый конструкторский почерк.

К  сожалению, в  постсоветский период оставшиеся без финансирования столь полезные структуры постепенно были оптимизированы, т.  е. закрыты. При этом наши студенты не  стали менее талантливыми или интересующимися, но  приложить свои силы и  энергию им  теперь негде. Конечно, сейчас эту сферу очень активно начали осваивать негосударственные образовательные проекты, но  сфера их  интересов в  основном заканчивается IТ-технологиями и  робототехникой. СКБ  — это  прежде всего  педагоги, любящие авиацию и  способные заразить этим чувством своих подопечных . Последние годы очень часто приходится слышать рассуждения экспертов от  промышленности о  том, что сейчас в  университетах плохо готовят специалистов  и  мы  уже давно не  видим новых Королевых и  Туполевых . Таким специалистам хочется ответить, что если в  стране не  будет развиваться система университетских СКБ, то  в  ближайшей перспективе можно и  не  надеяться увидеть подобного  уровня конструкторов-созидателей среди выпускников отечественных вузов. Вероятность случайного  появления талантов пренебрежимо мала и  сравнима с  вероятностью появления, например, второго Михаила Ломоносова.

Безусловно, наша земля богата на  такие  дарования, но  в  ситуации, когда технический мир принадлежит профессионалам с  отличным формальным образованием, полученным в  лучших научно-образовательных центрах мира, самородкам пробиться наверх практически невозможно . А  значит, мы  еще долго можем обвинять наши университеты в  неполной состоятельности и  обсуждать проблему нехватки квалифицированных инженерных кадров, способных создавать технические решения на  мировом уровне, но  к  какому-либо положительному результату это не  приведет.

В  любой, даже очень сложной,  ситуации  есть выход, а  иногда и  не  один. Для обеспечения динамичного развития отечественного инженерного образования, в  том числе авиационного, необходимо воссоздать и  всемерно поддерживать (но  на  качественно более высоком и  современном уровне)  систему студенческих конструкторских бюро. А  уже на  их  базе развивать региональные и  национальные конкурсы профессионального мастерства, обеспечивающие выявление наиболее талантливых и  способных будущих инженеров. И  тогда  лет через 5–7 мы  увидим в  наших инженерных вузах  новых Туполевых и  Королевых!

Алексей Лопатин Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции

Последние новости

Сотрудники УФНС Татарстана вместе с УФСБ республики провели совместный рейд по борьбе с незаконным обналичиванием денег и продажей «бумажного НДС»

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию. В одном из офисов в центре Казани правоохранители изъяли первичную документацию, более 70 печатей различных организаций,

Поздравление Главы МР с Днем спасателя

Уважаемые работники и ветераны спасательной службы!   Примите искренние поздравления с профессиональным праздником – Днем спасателя!

О предварительных итогах Года семьи в Республике Татарстан

Более тысячи мероприятий прошло в Татарстане в Год семьи. Год заканчивается, но работа, направленная на поддержку семей и популяризацию семейных ценностей в регионе, будет продолжена.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Воронеже с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *