Роза Ахмадиева: «Наши студенты – такие патриоты, что изъявили желание поехать защищать Родину»

«Вуз живет в ногу со временем, работаем над цифровизацией в области культуры, технологиями, коммерциализацией продуктов»,

Как и на кого сегодня учат в Казанском институте культуры?

«Вуз живет в  ногу со  временем, работаем над цифровизацией в  области культуры, технологиями, коммерциализацией продуктов»,  — так охарактеризовала основные направления работы ректор Казанского государственного института культуры Роза Ахмадиева. В  ходе интернет-конференции с  читателями «БИЗНЕС Online» речь также шла о  том, чего не  хватает татарстанскому кинематографу, кто работает в  сельских клубах и чему учатся иностранные студенты.

Роза Ахмадиева:  «Сегодня вуз живет своей новой эпохой, мы  живем в  ногу со  временем, работаем над цифровизацией в  области культуры» Фото: Сергей Елагин

«Продвижением должны заниматься и  вокалисты, и  хореографы, а  не  только продюсеры»

—  Роза Шайх айдаровна, что собой представляет институт культуры сегодня ? Какие у  вас возможности ? 

—  Мы  живем в  ногу со  временем, работаем над цифровизацией в  области культуры, над технологиями, над коммерциализацией продуктов. Вуз выполняет ряд проектов  — например, грант в  рамках национального проекта научно-инжинирингового центра, где наши студенты и  педагоги от  своей идеи до  реализации продукта оттачивают свое мастерство, работа идет по  трем лабораториям: керамика, деревообработка, текстиль.

В  июне этого года Рустам Минниханов посещал наш вуз, и  мы  ему презентовали инжиниринговый центр. Он  отметил позитивные изменения, которые произошли в  нашем вузе. Помимо творческого компонента, о  котором многие знают, он  увидел, как мы  создаем коммерциализируемую продукцию, которую разработали с  нашим индустриальным партнером, например  виртуальные очки, виртуальные тренажеры. Мы  их  уже презентовали на  таких серьезных выставочных площадках, как «Иннопром», «Уникальная Россия», «Глобальная креативная неделя», где присутствовали и  ученые, и  практики, и  те, кто работает по  продвижению продуктов. На  сегодняшний день у  нас есть первые заказы от  реального сектора экономики. Оказывается, есть, например, необходимость в  виртуальных тренажерах для начинающих специалистов.

—  Ваш институт принимал участие в  разработке программного продукта для виртуальных тренажеров ?

—  Да, программное обеспечение у  нас свое, на  него есть патент. Программное обеспечение рассчитано для тренажеров по  керамике, деревообработке и  текстилю.

—  Откуда у  вас IT -специалисты?

—  Во-первых, у  нас в  вузе всегда была прикладная информатика  — еще до  того, как цифровизация  стала неотъемлемой частью в  системе образования. Кроме того, в  нашем вузе проводятся курсы по  повышению квалификации специалистов по  всей России по  модулю «Цифровая культура». Инжиниринговый центр на  базе Казанского государственного института культуры взаимодействует с  реальным сектором экономики. Мы  первыми в  России провели хакатон в  сфере культуры, идея народно-художественной культуры была взята у  наших студентов и  реализована совместно с  индустриальным партнером  —  производственным объединением «Зарница».

—  Часто можно слышать, что художник или композитор создал произведение, а  продать и  заработать на  нем не  может. И  это головная боль министра культуры. А  вы  этому стали учить ?

—  Мы  на  каждом ученом совете вносим на  обсуждение программу, постоянно взаимодействуем с  работодателями, проводим круглые столы, выявляем потребность в  специалистах. И  если раньше мы  не  делали акцент на  продвижении своих услуг, то  сейчас в  этом есть потребность. В  рамках всех образовательных программ есть  модуль по  продвижению продукта, потому что продвижением должны заниматься и  вокалисты, и  хореографы, а  не  только продюсеры.

—  «Кто и  что помогает оснащать институт современным оборудованием ? Есть  ли какие-то гранты, республиканские или федеральные программы для творческих вузов ? Сегодня ведь государство больше озабочено подготовкой инженеров» .  (Дронов П.)

—  Такие программы существуют и  для творческих вузов. К  примеру, мы  выиграли грант в  рамках национального проекта «Наука», федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и  разработок в  РФ» на  создание инжинирингового центра . Наряду с  другими творческими вузами России мы  принимали участие в  конкурсе в  рамках федерального проекта «Придумано в  России», вошли в  десятку лучших и  получили 25 миллионов рублей на  реализацию проекта создания центра прототипирования. В  рамках федерального проекта «Придумано в  России» наш институт является проектным офисом министерства культуры России. Помимо этого, недавно узнали результаты еще одного гранта: мы  получим более 7 миллионов рублей на  оборудование для студенческих стартапов и  коворкинг-зоны . Это грант на  реализацию акселерационной программы поддержки проектных команд и  студенческих инициатив для формирования инновационных продуктов. Также в  рамках национального проекта «Культура» нам было выделено 65 миллионов рублей на  материально-техническое обеспечение . Сегодня у  нас большой концертный зал с  современным оборудованием: экран, звук, свет  — именно так, как должно быть в  творческом вузе. Наши студенты уже работают на  современном оборудовании, за  что огромное спасибо президенту РТ, правительству России и  Татарстана.

«Мы, как вуз культуры, должны знать историю межнациональную, идентичности культур» Фото:  mincult.tatarstan.ru

«Миссия вуза  — сохранение культуры, обрядов, обычаев и  их  популяризация»

—  «Вы  сами окончили институт культуры. Что вы  в  должности ректора „исправили“, помня свои студенческие годы в  этом вузе»?   (Ильдар)

—  Окончив Октябрьское музыкальное училище, я  приехала в  Казанский государственный институт культуры. В  дальнейшем уже работала на  факультете педагогом, заместителем декана, затем  —  проректором, сейчас  — ректором. Мы  с  новой командой внесли очень много инноваций. Работаем над цифровизацией, коммерциализацией наших наработок, технологиями, стартапами в  области истории, обычаев и  традиций. Все это мы  интегрируем, понимая, что выпускник Казанского института культуры должен обладать разносторонними знаниями и  навыками.

—  «Какова роль  института культуры с  точки зрения, с  одной стороны, сохранения и  развития татарской культуры и  традиций, с  другой — сохранения и  развития межнациональных отношений?» (Игътибар)

—  Мы, как вуз культуры, должны знать историю межнациональную, идентичности культур. В  Приволжском федеральном округе проживают более 140 народностей: мордва, чуваши, марийцы, удмурты, башкиры и  другие. Наши студенты могут рассказать о  культуре каждого народа. Основная миссия нашего вуза  — это сохранение культуры, обрядов, обычаев и  их  популяризация.

—  Если читатель все-таки акцентирует внимание на  татарской культуре, что для этого делается ?

—  В  соответствии с  учебном планом все студенты нашего вуза обучаются татарскому языку вне зависимости от  национальности .

—  То  есть татарский язык для изучения обязателен ?

—  Да, потому что мы  находимся в  Республике Татарстан. Помимо изучения татарского языка студенты изучают татарскую культуру.

—   « Многие российские вузы ведут активную международную деятельность. Есть  ли она у  вашего института? » (Анастасия Ермакова)

—  Международные связи у  нас расширяются, в  этом году большой наплыв на  подготовительное отделение  — 70 иностранных студентов поступили. Сегодня обучаются в  вузе 134 иностранных студента, география очень широкая: и  страны СНГ, и  Монголия, и  Иран, и  Индонезия.

В  этом году по  академической мобильности в  наш вуз приехали 15 студентов из  Таджикистана и  Киргизии, ведется подготовка иностранных аспирантов, в  числе которых пять представителей из  Китая и  один представитель из  Таджикистана.

Кроме того, наш институт является соорганизатором международного форума Kazan Digital Week. В  числе спикеров нами организованных активностей приняли участие представители стран СНГ и  дальнего зарубежья.

Хочется отметить, что в  этом году состоялся XVIII казанский международный фестиваль мусульманского кино, где в  номинации «Приз зрительских симпатий» победил совместный проект Татарстана и  Казахстана  — фильм «Тарлан» режиссера Юлии Захаровой, доцента кафедры кино и  телевидения Казанского института культуры.

Мы  работаем и  с  зарубежными бизнес-партнерами. Совсем недавно вернулись из  Узбекистана, где были по  приглашению начальника департамента дизайна ассоциации «Узтекстильпром», директора центра LibOS. Приняли активное участие в  международном Textile Summit и  подписали меморандум о  сотрудничестве между ассоциацией текстильной и  швейной промышленности и  вузом. Посетили институт искусств и  культуры Узбекистана, с  которым у  нас заключен договор о  сотрудничестве. Также мы  стараемся поддерживать дружественные отношения с  вузами европейских стран (Венгрия, Италия, Англия), куда наши студенты ездят по  обмену.

Наши выпускники работают в  различных отраслях социально-культурной сферы  начиная с  детского сада  — это воспитатели, музыкальные работники. Разучивают стихи о  Родине, песни, изучают народные песни. Наши студенты  — такие патриоты, что в  первую волну изъявили желание поехать защищать Родину.

—   Не  концертная бригада, а  именно с  оружием в  руках ? И  что, вы  их  остановили ?

—  Нет, мы  их  не  остановили. И  у  нас есть взаимосвязь с  ними. Мы  этот патриотизм всегда чувствуем, потому что у  нас очень много мероприятий проходит на  эту тематику, в  том числе совместно с  Казанским танковым училищем.

«Как ученый я  анализирую психологию творческих людей. Они другие, штучные, у  них другое мышление» Фото:  mincult.tatarstan.ru

«Публичные люди должны развивать свой эмоциональный интеллект»

—  «С  началом СВО некоторые деятели культуры и  искусств, шоу-бизнеса осудили ее  и  уехали из  страны, например  Чулпан Хаматова, Максим Галкин. Так и  хочется повторить вопрос Максима Горького: „С  кем вы, мастера культуры?“ А  вам чья позиция ближе?»  (Рашид)

—  Творческому человеку надо всегда говорить, что это его профессия  и  он  должен себя контролировать, что это его ответственность, потому что население, которое на  него смотрит  —  это его родная страна. Мы  ответственны за  наших студентов и  обращаем на  это внимание, работаем с  ними, оказываем психологическую поддержку, если это необходимо.

—  То  есть ответственность у  артиста должна быть ?

—  Да, в  первую очередь должна быть ответственность за  свои действия. Публичные люди должны над собой работать, развивать эмоциональный интеллект.

—  А  что не  так с  воспитанием Чулпан Хаматовой ? Ей  недодали вот этой ответственности и  патриотизма ?

—  Мне кажется, выбор человека внутри него самого. И  воспитание  —  это и  среда, и  общение, и  окружение твоих близких, это твои наставники и  педагоги. Я  не  могу сказать, что у  этих артистов были какие-то неправильные педагоги, неправильное воспитание и  окружение. Но  выбор наш как гражданина, ответственность за  наши действия  — это дело каждого человека.

—  «Что-то не  видно татарстанских деятелей культуры в  госпиталях с  раненными солдатами  в  Донбассе или хотя  бы на  концертах в  поддержку  СВО. Нет своей гражданской позиции ? » (Ильдар)

—  Уверена, если это будет организовано, то  люди культуры непременно поедут и  выступят. Они в  любом случае патриоты своей Родины. Здесь вопрос только в  организации.

—  А  кто должен организовать? Может, институт культуры инициатором выступит ?

—  Мы  можем выступить инициаторами, и, я  думаю, мы  это сделаем. Мы  были инициаторами создания рабочей группы в  совете по  культуре при президенте  РТ. Она так и  называется  —  рабочая группа по  вопросам культуры, просвещению и  воспитанию. Мы  разработали положение, провели первое заседание. Также нашим вузом была разработана концепция формирования культурной компетенции личности, она принята кабинетом министров  РТ. Мы  работаем в  кластерах и  с  этой инициативой тоже выйдем. Спасибо вам за  подсказку.

«Наша область культуры всегда связана с  патриотизмом,  изучением разных народов, ценностей. И  в  каждом предмете это закладывается: патриотизм, любовь к  Родине» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Обвиняли  в  том, что мы  что мы  за  Россию, Родину, что мы  «путинцы-2022“»

—  «Самым резонансным и  просматриваемым во  всем мире с  участием студентов института культуры стало видео „зигования“ в  поддержку СВО, которое было снято в  ТЦ  КаzanMall. Как был допущен такой сомнительный способ выражения „патриотизма“ со  стороны руководства вуза?» (Зиля)

—  Инициаторами этого мероприятия были наши студенты. Я  помню этот период, когда своих студентов просто не  узнавала, не  знала, что с  ними происходит. Ко  мне подошли активисты-студенты и  попросили поддержать их  акцию в  поддержку России. И  в  этот  же день все провели, не  было никакого принуждения.

—  Это когда было ? Февраль, март, апрель ?

—  Весной. В  этот  же день в  КаzanMall на  первом этаже студенты, преподаватели, весь коллектив Казанского государственного института культуры принимал участие  — читали патриотические стихи о  Родине. Никого не  принуждали, было столько эмоций! И  оркестр с  такими эмоциями играл. Да, мы  сделали буковку  Z. Там было столько иностранцев, они все снимали: «О, Казанский институт культуры, так классно, здорово»!

—  Вы  тоже там были ?

—  Да, я  вместе со  студентами тоже была. А  потом нам начали писать, что мы  «путинцы-2022», что мы  за  Россию…

—  А  что плохого в  том, что вы  за  Россию ?

—  Мы  увидели, насколько эта информационная атака пошла по  средствам массовой информации. Из  многих стран нам звонили  — из  Норвегии, с  Украины, из  других европейских стран.

—  И  что из  Норвегии говорили вам ?

—  Что мы  за  Путина, что мы  «путинцы-2022», нас так и  прозвали. По  сайту института была большая атака! Но  самым главным для меня было следующее  — после этой акции студентам стали поступать угрозы от  групп, которые считаются экстремистскими на  территории  РФ . Угрозы поступали на  протяжении долгого времени. Но  после этого мероприятия студентов в  KazanMall обрели совершенно другой  вид. Честно говоря, я  благодарна этим студентам-активистам, которые попросили меня провести это мероприятие.

—  Потом не  жалели, после такой информационной атаки ?

—  Если вы  сейчас придете к  нам в  институт, вы  увидите, что все ребята яркие, открытые, довольные. Я  считаю, что моя основная задача  —  воспитание наших студентов  — выполняется. Потому что именно эти результаты говорят сами за  себя.

—  Как реагировали люди в  KazanMall ?

—  Все останавливались, снимали на  телефон, подпевали. Там очень доброжелательная и  патриотичная атмосфера была.

—  В  вашем вузе есть занятия, на  которых объясняют студентам, что сейчас происходит ?

—  У  вуза культуры существует своя специфика. История России, история Татарстана  —  это обязательные предметы в  вузе, на  каждой специальности есть история фольклора. Это тоже изучение своей Родины, традиций. У  нас преподают и  зарубежную литературу, через которую студенты познают другую культуру. Мы  стараемся поддерживать многонациональность не  только внутри вуза, но  и  работать во  внешних контурах. Казанским институтом культуры был  создан межвузовский хор, которым руководит заслуженный артист РТ  Галиуллина Эльвира Шафигулловна . И  уже несколько лет подряд в  День Победы тысячный хор выступает на  площади 1  Мая, исполняет патриотические песни на  татарском и  русском языках. Это такая мощь!

—  Есть  ли среди ваших студентов те, кто выражает недовольство происходящим, они могут открыто об  этом заявить ?

—  Да, у  нас каждое мнение имеет место быть. У  каждого человека есть свое мнение, и  он  может излагать свою точку зрения, если это, конечно, не  призывы к  проведению недопустимого уровня протестных акций.

—  И  к  нему никаких санкций не  будет применяться ?

—  Нет, конечно.

—  А  где они могут высказать свое мнение ? В  группе у  себя ?

—  В  вузе существует студенческий актив, у  них есть свой отдельный кабинет. У  нас на  каждом факультете имеются свои творческие студенческие лаборатории, в  которых студенты творят, реализуют свой творческий потенциал.

«При поступлении в  наш вуз обязательные ЕГЭ  — это обществознание, русский язык, литература, а  на  творческие специальности еще и  творческий экзамен по  направлению» Фото: «БИЗНЕС Online»

«На  место претендовали до  8 человек»

—  Вы  сказали, что в  этом году к  вам на  подготовительное отделение поступили 70 иностранцев. Они сначала должны русский язык изучить?

—  Да, на  подготовительном факультете иностранцы изучают русский язык, историю России, обществознание.

—  На  кого чаще всего обучаются иностранцы ?

—  Если раньше больше иностранцев было на  таких специальностях, как «библиотечное дело» и  «документоведение», то  сейчас у  нас на  каждом факультете есть иностранные студенты.

—  » Сколько у  вас бюджетных мест, на  какие специальности? Какие ЕГЭ надо сдавать, чтобы к  вам поступать ? Есть  ли творческие конкурсы?»   (Антонина)

—  При поступлении в  наш вуз обязательные ЕГЭ  — это обществознание, русский язык, литература, а  на  творческие специальности еще и  творческий экзамен по  направлению. Информацию по  ЕГЭ можно посмотреть у  нас на  официальном сайте, с  ноября каждого года мы  обновляем информацию.

—  «В  институт культуры в  советское время всегда был довольно большой конкурс. А  насколько он  популярен у  абитуриентов сегодня? » (Н.С. Ильина)

—  По  всем направлениям на  место претендовали до  8 человек. На  факультет социально-культурной деятельности (менеджмент, управление) на  21 место было 1,4 тысячи заявлений.

—  А  бюджетных мест у  вас много ?

—  В  этом году число бюджетных мест увеличилось на  488. На  сегодняшний день общий контингент обучающихся вместе с  аспирантами составляет 2 080, из  них 1 446 бюджетных мест.

—  Институт ежегодно выпускает почти две тысячи молодых специалистов сферы культуры и  искусства. Насколько они востребованы, всем  ли хватает рабочих мест ?

—  Мы  на  два года вперед знаем, кто у  нас будет обучаться и  по  каким профилям. На  2024 учебный год уже в  октябре отправляем заявку, готовимся заранее. 

Немало среди наших выпускников управленцев. К  примеру, вице-премьер Республики Марий Эл  Васютин Михаил Зиновьевич к. Многие начальники управления культуры  — это выпускники Казанского  института культуры. Рассказываю это для того, чтобы видели, что наши выпускники достигают управленческих высот и  уже руководят организациями. Много выпускников работает в  столице и  за  границей.

—  В  качестве кого они за  границей работают, по  специальности ? 

—  Да, по  специальности. Работают и  педагогами по  народно-художественной культуре, и  кинооператорами, и  режиссерами. Самое главное, они востребованы, и  это очень ценно.

—  «В  Татарстане большое внимание уделяется строительству домов культуры в  сельской местности. Как и  кого вы  готовите для сельских клубов?» (Ильяс Ситдиков)

—  Первый район был экспериментальным —  Сабинский район, за  что огромное спасибо его главе Раису Минниханову . Мы  выбрали 10 студентов по  разным направлениям и  отправили их  в  деревни, чтобы, с  одной стороны, вдохнуть новую жизнь в  сельские клубы, с  другой  — проверить, что наши студенты могут на  практике, какие есть сильные стороны, а  каких навыков им  не  хватает, что они могут интересного предложить сельским жителям в  области культуры, а  чему им  надо научиться у  сельчан.

Они жили в  деревнях, анализировали все то, что происходило. По  окончании этих 10 дней Раис Нургалиевич собрал их  в  Доме культуры, и  каждый показал результат своей работы. Сработала обратная связь, стало ясно, что именно востребовано, мы  увидели, какие есть плюсы, и  работали над минусами. 

Хочу отметить национальный проект «Культура», потому что именно в  рамках этого проекта наши выпускники работают в  районах. Если создан новый дом культуры, он  не  должен пустовать, мы  предлагаем новый формат работы. Мы  понимаем, что сейчас и  музеи, и  библиотеки, и  театры должны функционировать в  совершенно новом формате, то  есть должны быть созданы все условия для работы с  детьми и  пожилыми людьми. И  наши выпускники справляются с  этим. А  когда приобретается новое оборудование, мы  понимаем, что им  нужны специалисты, и  отправляем или наших старшекурсников, или преподавателей, чтобы помочь разобраться с  аппаратурой.

—  А  что с  зарплатами на  селе  — в  домах культуры или библиотеках ? В  библиотеках, как известно, не  такие высокие зарплаты плюс очень много отчетности, для сдачи которой нужно ехать в  райцентр.

—  Не  соглашусь с  вами. В  современном мире ситуация немного поменялась. Сегодня существуют  гранты, в  которых можно принять участие, где закладывается и  зарплатная часть, и  можно улучшить всю материально-техническую базу учреждения культуры, и  свое креативное мышление реализовать. Приведу пример. Когда я  читала лекцию на  курсах повышения квалификации, один из  слушателей пожаловался: « Мне нужны балалайки, 10 штук, а  директор мне не  дает денег ». Я  только хотела рассказать о  грантах, а  тут рядом преподаватель музыкальной школы: «А  зачем вы  спрашиваете у  директора? Я  вообще к  нему не  захожу. Я  два гранта выиграла, у  меня сейчас миллион на  освоение, я  больше директора получаю». Сейчас модели библиотек совершенно другие стали. Когда я  посещаю районы, вижу, что, если деятельный руководитель, если у  коллектива горят глаза, они участвуют в  грантах.

Коммерциализация  — это одно из  новых направлений в  нашем вузе, чтобы не  только надеялись на  бюджетные средства, а  могли сами зарабатывать в  бюджет.

«Что касается проекта «Үзгәреш җиле», у  нас был переломный момент, потому что все новое всегда воспринимается с  затруднением» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Чтобы не  доминировало современное направление, чтобы не  задавать народную культуру»

—  Некоторые чуть  ли не  каждую неделю штампуют песни, и  в  этом нет ни  души, ни  смысла, никакого творчества, они просто зарабатывают деньги. Хорошо  ли это для искусства ?

—  Для этого есть организаторы мероприятий и  министерство культуры, которое координирует деятельность в  данной сфере. В  республике есть нормативная правовая база, которая регламентирована на  федеральном уровне. И, конечно, есть экспертное сообщество, оно должно постоянно наблюдать за  качеством аранжировки. У  нас был период, когда не  совсем на  должном уровне звучали концертные номера. Но  если мы  посмотрим сейчас, то  видим качественную живую музыку, качество эстрадной музыки во  много раз стало лучше.

—  Как вы  считаете, татарстанская эстрада в  каком направлении движется ? »

—  В  нашей республике сегодня очень хорошо вырисовывается народное направление, линия современного направления, и  есть такие проекты, как «Үзгәреш җиле». У  нас есть классические произведения, которые должны слушать. Тем более мы  богаты  — у  нас есть театр оперы, не  у  каждого региона это имеется. И  у  нас есть два серьезных учебных заведения:  Казанский государственный институт культуры и  Казанская консерватория, это тоже богатство, достояние республики. При  этом многообразии всегда нужно смотреть, чтобы не  доминировало современное направление, чтобы не  задавить народную культуру.

Что касается проекта«Үзгәреш җиле», у  нас был переломный момент, потому что все новое всегда воспринимается с  затруднением. Наши выпускники и  студенты принимают участие в  этом конкурсе, они ездят за  рубеж с  этим концертом. К  примеру, музыкальный исполнитель Раяз Фасихов . Он  исполняет и  народные песни, и  эстрадные, у  него шикарный голос. Он  воспитанник нашей республики, это очень приятно. Он  может протранслировать свой голос для любой публики, его может послушать и  современная молодежь, которая, может быть, не  совсем приучена слушать татарские народные песни. Вот именно в  этой взаимосвязи мы  должны рассматривать все эти конкурсы и  жанровые разновидности.

И  вы  правильно подметили, что в  свое время у  нас в  республике был  упадок именно по  национальным костюмам. Наш вуз в  рамках инжинирингового центра провел огромное исследование на  территории Российской Федерации по  воссозданию национального костюма, по  национальным орнаментам, потому что зачастую случалось так, что на  сцене вместо татарского узора  — узор другой народности. Конечно, это неприемлемо. Мы  должны об  этом говорить. Я  считаю, наша республика в  этом плане идет вперед, в  ногу со  временем, потому что сам президент РТ  является руководителем совета по  культуре и  говорит о  тех проблемах, которые необходимо исправить.

«Мы  сами проводим фестивали, у  нас в  институте проходят недели театра, где мы  видим качество выступающих артистов» Фото: mincult.tatarstan.ru

«Театры нашими артистами переполнены»

—  «Правда  ли, что на  актерском отделении у  вас нет бюджетных мест ? Фарид Бикчантаев сетовал, что такими темпами татарские театры скоро начнут ощущать серьезный кадровый голод». (Айрат)

—  Мы  ведем реальную статистику потребности в  актерах и  режиссерах, где видно, что театры нашими артистами переполнены. В  этом году у  нас был набор на  бюджетные места, мы  набрали 12 актеров кино и  театра, как раз по  востребованности. Эти  бюджетные места у  нас есть, но  сейчас мы  должны работать в  системе. Если раньше руководители театров могли сказать, дескать, пусть они обучаются, а  потом находят свои места, то  сейчас время другое. Если выпускник не  востребован, он  теряет свою профессию. А  желающих найти себя в  этой творческой сфере у  нас в  республике очень много. Этому также способствует наш фестиваль «Созвездие-олдызлык», потому что он  с  детства воспитывает. 

Мы  сами проводим фестивали, у  нас в  институте проходят недели театра, где мы  видим качество выступающих артистов. Сейчас мы  отрабатываем с  министерством образования РТ, чтобы в  каждой школе открылась театральная студия.

—  Откуда был заказ на  эти 12 бюджетных мест, из  каких учреждений ?

—  Есть заявки из  Мордовии, Марий Эл, Удмуртии. Из  Татарстана был заказ из  ТЮЗа и  театра имени Качалова.

—  А  если поступила заявка от  ТЮЗа и  Качаловского театра, они обязаны потом будут взять выпускника или нет ?

—  Да. Но  это не  обязанность, а  потому что потребность есть.

—  А  как давно был выпуск татарских актеров театра и  кино ?

—  У  нас по  «актерскому искусству» буквально три года назад состоялся первый выпуск, а  потребности нет по  последнему выпуску .

—  Получается, Фарид Бикчантаев просто так жалуется ?

—  Мы  с  Фаридом Рафкатовичем договорились на  2022–2023 учебный год набрать национальную группу, потому что у  них появилась потребность.

«В  сентябре этого года в  Казани проходил казанский международный фестиваль мусульманского кино, в  котором наши преподаватели, выпускники и  студенты принимали участие: наш выпускник Ильшат Рахимбай показал свою постановку, и  эксперты отметили именно нашу казанскую киношколу» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В  вузе есть все специальности, необходимые для развития кинематографа»

—  «Почему в  Татарстане до  сих пор кинопроизводство не  поставлено на  поток? » (Эльмир)

—  Наверное, в  этом вопросе, как и  в  театральном искусстве, у  нас не  имелось единой системы. Я  считаю, когда мы  каждый сам по  себе, результата никогда не  будет. Поэтому мы  выстраиваем единую систему. Приведу пример. В  сентябре этого года в  Казани проходил казанский международный фестиваль мусульманского кино, в  котором наши преподаватели, выпускники и  студенты принимали участие: наш выпускник Ильшат Рахимбай показал свою постановку, и  эксперты отметили именно нашу казанскую киношколу. Исполнительный директор фестиваля, руководитель «Татаркино» Айтуганова Миляуша Лябибовна , является профессором кафедры нашего института, кандидат социологических наук. Во  время кинофестиваля на  базе  института культуры состоялся региональный кинорынок, проходили мастер-классы известных режиссеров, кинокритиков. 

—  Говорят о  нехватке специалистов средней руки  — гримеров кино, художников-постановщиков, художников по  костюмам. У  вас есть такие направления?

—  У  нас в  вузе есть профили, где студенты должны узнать не  только то, как правильно сыграть роль, но  как наложить правильно грим. Инжиниринговый центр на  базе нашего вуза изготавливает необходимый для постановок инвентарь. 

—  Председатель союза кинематографистов Татарстана Ильдар Ягафаров говорил, что лучшие кадры забирает Москва. А  что в  сухом остатке для татарского кино остается ?

—  Я  не  могу сказать, что лучшие кадры забирает Москва. Да, наши студенты работают в  столице России, и  они там очень востребованы, но  наши студенты и  выпускники работают также на  наших площадках. Возьмем Айдара Габдрахманова , Ильшата Рахимбая, Юлию Захарову , звукорежиссера Альберта Терещенко , который в  чемпионате WorldSkills завоевал «золото». Когда наши выпускники востребованы в  столице, это говорит о  профессионализме работы наших педагогов.

—  Стремиться куда-то вверх  — это естественный  ход. Но, может быть, это говорит и  о  том, что здесь им  не  предлагается работа ? Поэтому они вынуждены уезжать ?

—  Да, я  повторюсь, что основная проблема в  том, что нет системы. Я  думаю, мы  в  ближайшем будущем ответим на  эти вопросы.

—  Фестиваль провести  — это одно, но  ни  в  прошлом году, ни  в  этом победителями полнометражных фильмов не  становились татарстанские работы. И, как мы  видим, оттого, что фестиваль мы  провели, какого-то ощутимого результата сложно нащупать, потому что в  прокат эти фильмы не  выходят.

—  У  нас есть специалисты, мы  видим у  нас профессионалов, уже наших выпускников, которых отмечают серьезные кинокритики. Наши фильмы ничуть не  хуже фильмов Башкортостана и  Якутии. Но  давайте поговорим об  идеологии, как мы  их  продюсируем, какой единой системой мы  работаем, чего нам не  хватает. Будем как раз это решать, систематизировать. А  победа на  фестивале, я  думаю, не  показатель, а  показатель  — то, что в  профессиональном сообществе начали о  нас говорить. Я  с  каждым участником пообщалась лично. Когда специалисты в  области кино говорят, что именно у  республики видна школа, виден рост и  коммуникация, что мы  становимся центром, это дорогого стоит.

В  этом году в  рамках гранта президента РФ  ректоры ВГИКа, ГИТИСа, Школы МХАТа, института имени Щукина к  нам приезжали с  дипломными спектаклями, наши студенты тоже принимали участие в  этом мероприятии. И  мы  услышали высокую оценку результатов нашей работы.

—  А  за  что высокая оценка-то ? У  нас  же нет татарского кино, которое вышло  бы на  широкий экран.

—  Я  же говорю, что в  последний год начала выстраиваться эта работа. Нам не  хватает системной концентрации этой работы.

—  Ягафаров говорил, что  в  Татарстане не  хватает современного оборудования, чтобы люди начинали работать, той  же студии у  нас нет.

—  Я  не  могу сказать, что сейчас у  нас нет оборудования. Потому что в  рамках национального проекта «Культура» и  при поддержке нашего президента кино ежегодно поддерживается министерством культуры  РТ. К  примеру, наш преподаватель, режиссер фильма «Водяная», как с  ребенком возился, и  все-таки довел до  ума. Он  один. А  если мы  всей командой возьмемся и  не  будем говорить, что у  нас ничего нет, когда у  нас есть все для реализации своих проектов? Мы  же снимаем, работаем в  этом направлении. У  нас есть проект «Кино за  7 дней», где работы наших выпускников и  студентов оценивают зарубежные эксперты. Это говорит о  том, что у  нас есть школа. А  результат работы  — наши фильмы.

«Сейчас такая тенденция идет. Республика поддерживает свои таланты, в  том числе в  сфере кино» Фото: ru.freepik.com

«Фильмов и  финансирования на  сегодняшний день достаточно»

—  А  где эти фильмы, в  каком кинотеатре их  можно посмотреть ?

—  Кино в  республике есть : «Тукай в  Уральске», «Тарлан». Другое дело  — его продвижение. Если мы  будем эти фильмы показывать, люди будут смотреть. Так  же, как и  на  концерт люди ходят, слушают народную музыку, и  дети ходят, и  молодежь, которая слушает попсу. Кино у  нас есть. Просто раньше были акценты расставлены немного другие. Мы  были переориентированы на  Запад, а  сейчас ситуация изменилась, и  все в  наших руках!

—  То  есть недалеки те  дни, когда наши фильмы придут в  кинотеатры ?

—  Конечно. Фильмов и  финансирования на  сегодняшний день достаточно в  нашей республике. Нам нужно научиться участвовать в  грантовой деятельности. 

—  В  прошлом году Барыкин говорил, что еще чуть-чуть, 3–4 года, —  и  татарское кино будет позади всех. Что нужно сделать для того, чтобы не  оказаться в  самом конце?

—  Я  думаю, Алексей Александрович тоже держал руку на  пульсе, потому что мы  эту проблему в  республике увидели.  Но  не  у  каждого региона есть такие возможности, как в  нашей республике,  — школа, вуз, грамотные специалисты, где выпускники делают самостоятельные шаги, их  ждут на  серьезных площадках, в  Москве. Нам они передают свои новые подходы. Алексей Александрович очень много делает для республики и  переживает за  это дело…

—  Барыкин также жаловался, что сейчас происходит госмонополизация киноиндустрии. Он  приводил в  пример 2017–2019 годы, когда было выпущено больше фильмов, и  там встречались разные компании, не  только «Татаркино». А  в  2020–2021 годах выпущенные фильмы  — только «Татаркино». Это потому, что им  деньги дают, а  остальным —  нет?

—  У  нас  же не  только одно «Татаркино», но  и  союз кинематографистов республики есть, так ведь?

—  Но  они  же фильмы не  снимают.

—  Нет, но  идеологию-то они несут. А  «Татаркино»  — это прокатчики.

—  Ну  вот в  2020–2021 годах только «Татаркино» выпускало фильмы.

—  Потому что фильмы Миляуша Айтуганова продюсировала . Она в  разных грантах участвует, с  нашими выпускниками активно сотрудничает. Например, совместный грант Казахстана и  Татарстана. Кто мешает в  этих грантах участвовать другим? А  Миляуша Лябибовна  — активная, деятельная. Она ездит по  регионам, городам, коммуницирует. Понимаете, проблема в  том, что некоторые люди только жалуются, что здесь ничего  нет. В  системности работы, в  координации деятельности, я  согласна, проблема есть. Но  то, что наше кино хуже, что мы  не  то  делаем,  — это неправда.

—  Барыкин, кстати, в  этом году или в  конце прошлого года говорил, что татарское национальное кино  — худшее среди национальных республик.

—  У  нас люди себя ведут очень скромно, сдержанно. Менталитет такой. И  в  сценариях «Татаркино», в  манере игры это все прослеживается. Мы  не  будем выигрышны среди тех фильмов, где эмоции бурлят.

Когда мы  говорим о  фильме, нельзя обходиться только одним высказыванием Алексея Барыкина или еще кого-то. Здесь надо обсуждать именно системную работу. Фильм  — это не  только картинка, но  и  большая работа  — от  составления сценария, изучения истории, быта, кухни,  традиции. Почему именно фильм Ильшата Рахимбая вызвал такой восторг у  общества?..

—  Но  при этом он  собирал деньги для фильма на  краудфандинговой платформе, потом не  смог доснять, выпрашивал гранты…

—  Мне кажется, это стереотип. У  нас есть центр прототипирования цифрового контента, который базируется в  IT-парке имени Башира Рамеева, и  любой желающий, не  только профессионал, если он  хочет создать кино или какой-то  ролик, может прийти и  создать тот или иной продукт. Сейчас время такое, когда тот, кто хочет, всегда все сделает. Государство создает все условия для этого.

—  А  сколько специалистов для киноиндустрии вы  выпускаете ?

—  У  нас выпускаются около 30 человек ежегодно. Это самый новый факультет в  нашем вузе, он  открылся в  2010 году.

—  А  кто вам эту потребность диктует ?

—  Мониторинг обеспечивают министерство образования, министерство культуры России, где мы  по  потребностям создаем профили, это системная работа. Это первое. Второе  — исходя из  круглых столов, проводимых по  всей России, нам заявляют потребности руководители.

—  То  есть не  только рамками Татарстана вы  руководствуетесь, но  и  России в  целом ?

—  Совершенно верно. Потребности высказывают также наши выпускники, у  которых уже есть свои студии. Абитуриенты с  высокими баллами ЕГЭ сами оплачивают обучение на  внебюджетной основе.


«Коммерциализация продукта  — это основная задача»

—   « У  института культуры сформулирована стратегия развития? На  какой период ? Каковы ее  реперные точки?» (Маршида Усманова)

—  Стратегия разработана до  2024 года. Когда меня назначили ректором, мы  разработали стратегию. Основная миссия  — показать нашу многофункциональность по  всем направлениям: образование, международная деятельность, научная, воспитательная, цифровизация.  У  нас есть новый проект  — «Капсула времени», который родился во  время пандемии. Я  подумала: «Дай-ка перечитаю свою концепцию. Что там мы  не  выполнили? Интересно…»  Смотрю и  думаю: «Оказывается, проект лег в  нашу стратегию». Конечно, федеральные нормативные правовые документы тоже регламентируют нашу деятельность.

Коммерциализация продукта  — это основная задача, которая показывает населению, что культура  — это не  только песни и  танцы, но  и  креативная индустрия, это и  технологии, и  цифровизация, и  передача традиций из  поколения в  поколение. Чтобы передать тот или иной опыт, чтобы у  нас не  было крена только на  зарубежное искусство, мы  должны вместе выполнять эту миссию, и  наш институт обязан работать над идеологией, которая определена в  нормативных правовых документах.

—  «Чего не  хватает вашему вузу для дальнейшего развития ?» (Андрей)

—  В  связи с  тем, что наш вуз развивается, мы  нуждаемся и  в  расширении зданий, и  материально-техническая база нам необходима. Единственное  — у  нас абитуриентов достаточно, а  остальное для развития нам необходимо.

—  «Какие доктора наук у  вас преподают, какие предметы? Как считаете, остепененных  преподавателей  в  институте достаточно для подготовки квалифицированных кадров?» (Николай Степанов).

—  К  должностям преподавателей есть свои требования: это и  количество выпускников, и  количество обучающихся со  званиями лауреата, это и  научные публикации, творческие монографии. По  таким требованиям они в  течение пяти лет должны держать данные направления в  лидирующих позициях, и  только после этого мы  отправляем полный пакет документов в  высшую аттестационную комиссию, где присваивают это звание. По  степеням в  настоящее время у  нас достаточное количество докторов наук, кандидатов наук. Мы  ставим высокую планку, чтобы преподаватели по  творческим специальностям были остепененными.

У  нас работает три диссертационных совета. Сейчас идет их  перерегистрация, потому что появились новые специальности.

—  «Какие научные темы разрабатывают ваш профессорско-преподавательский состав ? В  творческом институте вообще есть научные школы, как это обычно бывает в  других вузах ? Или наука  — это не  ваш конек?» (Дамир)

—  У  нас работает пять научных школ , и  наукой занимаются не  только преподаватели, но  и  студенты. Аспиранты ведут исследования под заказ работодателей, то  есть мы  исследуем непосредственно то, что необходимо на  практике.

—  «Какое у  вас ученое звание ? Где и  по  какой теме вы  защищались ? Кто ваш научный руководитель?» (Хайруллин)

—  Я  доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки  РТ. Защищалась  в  Российской академии образования, научными консультантами докторской у  меня были Искандар Шамилевич Мухаметзянов и  академик Гузель Валеевна Мухаметзянова . Тема моей докторской работы  — «Формирование безопасности жизнедеятельности на  дорогах как компетенции будущего педагога».

—  Неожиданно…

—  А  тема кандидатской работы  — «Этнокультурные традиции как ресурсы оптимизации педагогических функций современной семьи». Сейчас, анализируя свою научную школу, я  понимаю, что консультирование доктора медицинских наук Искандара Шамилевича я  применяю в  своей деятельности.  У  нас по  инновационным проектам студенты участвуют в  хакатонах. Один из  проектов  — арт-терапия  на  стыке медицины, культуры и  образования. Мы  помогаем людям в  трудных ситуациях, выявляем их  болевые точки.

—  «Как лечить бескультурье ? Это очень острый вопрос сегодня». (Радик Равилевич)

—  Говоря о  бескультурье, нужно понимать, что каждый человек со  своим темпераментом. Когда мы  общаемся, передаем ту  или иную информацию, мы  должны сами психологически быть развитыми. Должны понимать, что, если у  человека нет настроения, мы  должны чувствовать это и  понимать, что на  рожон лезть не  надо. Люди в  принципе должны заниматься образованием, для этого есть на  YouTube-каналах профессиональные лекции с  точки зрения медицины, психологии и  образования. Их  можно смотреть и  работать постоянно над собой. Наша психоэмоциональная составляющая как раз и  влияет на  бескультурье.

«У  нас много очень профессиональных мероприятий, они воспитывают определенный менталитет, культурный код, мы  отличаемся от  других регионов» Фото: Сергей Елагин

«БИЗНЕС Online» держит нас всех в  тонусе»

—  » Ваше имя в  последние два года регулярно фигурирует в  слухах о  том, кто может стать министром культуры Татарстана. Делались  ли вам такие предложения? » (Айрат)

—  Я  в  настоящее время  ректор федерального учреждения, Казанского государственного института культуры. У  меня есть своя команда, замечательный коллектив. Есть задачи, поставленные министерством культуры РФ, я  должна их  исполнять. Поэтому я  к  таким слухам отношусь скептически.

Что касается видения развития культуры, задачи отражены в  национальном проекте «Культура» на  федеральном уровне  — концепция креативной индустрии, на  республиканском уровне  — стратегия развития в  области культуры, концепция, которую разработала рабочая группа по  культуре, просвещению и  воспитанию. Поэтому все задачи поставлены. Есть очень много направлений деятельности, по  которым в  республике немало сделано, и  это, я  думаю, необходимо систематизировать. Ведь мы  являемся пилотным регионом  — это не  просто так, нас постоянно все приводят в  пример. Думаю, нам надо просто дружно объединиться: это и  средства массовой информации, и  вся наша команда, идеология, где мы  будем показывать достойные результаты и  двигаться дальше.

—  Может быть, вы  видите какие-то пробелы в  культуре, которые хотели  бы каким-то образом проработать, чтобы произошел подъем на  новый уровень, если  бы вы  были министром культуры ?

—  Мы  не  просто так ввели в  институте коммерциализацию, продвижение. Мы  сейчас на  это обращаем большое внимание. Проанализировали все музеи зарубежных стран и  Российской Федерации. Поэтому наш президент сам возглавил совет по  культуре. У  нас много очень профессиональных мероприятий, они воспитывают определенный менталитет, культурный код, мы  отличаемся от  других регионов. Когда к  нам приезжают, мы  слышим много положительных высказываний и  эмоций от  людей из  всех сфер деятельности. Поэтому, думаю, неправильно, если мы  остановимся и  не  будем дальше развиваться. И  мы  не  сидим на  месте. На  последнем заседании рабочей группы с  министерством культуры и  министерством финансов обсуждали повышение квалификации, переподготовку кадров в  области народно-художественных промыслов, театрального искусства. У  нас в  республике командная работа, и  все пробелы мы  в  любом случае видим.

—  « Как вы  относитесь к  идее создания нового музыкального театра в  Казани ? Может, его стоит сделать на  базе вашего вуза? » (Нигматуллин)

—  Мне кажется, даже не  создавая музыкальный театр, на  базе нашего вуза можно сделать  все. Думаю, со  временем мы  придем к  этому. Наши студенты при сдаче экзамена ставят музыкальные отрывки. У  нас есть небольшие постановки. Декан факультета театра, кино и  телевидения  — композитор Эльмира Галимова . Мы  поставили ее  на  эту должность, поскольку театр и  кино  — это как раз новая современная сфера, и  Галимова координирует соответствующую деятельность. Конечно, у  нас есть хор, народный и  джазовый оркестры. Есть все условия для создания музыкального театра.

—  Вы  читаете «БИЗНЕС Online »? Какие у  вас есть предложения в  плане отражения культурной сферы?

—  Я  вообще очень люблю «БИЗНЕС Online». В  течение дня несколько раз захожу, читаю. Именно через ваше издание узнала о  том, что в  этом году обсуждалась тематика театра и  кино, вопросы образования, а  наш вуз не  пригласили. Мне нравятся ваши подходы, импонирует то, как вы  пишете. Вы  профессиональная команда. Мне кажется, «БИЗНЕС Online» держит нас всех в  тонусе.

—  Готовят  ли у  вас критиков в  области культуры  — музыкальных, театральных ?

—  Да. Первый выпуск у  нас был в  этом году.

—  Где сейчас работают ?

—  Одна девочка осталась в  Казани  — работает у  нас в  вузе. Пять человек разъехались по  разным субъектам Приволжского федерального округа.

—   Роза Шайхайдаровна, спасибо за  обстоятельный разговор. Успехов вам!

Справка

Ахмадиева Роза Шайхайдаровна родилась 13  августа 1979 года в  городе Октябрьском Башкирской АССР. Окончила Казанский государственный университет культуры и  искусств по  специальности  «руководитель хорового коллектива, преподаватель, методист народного художественного творчества»  (2003). Заслуженный деятель науки  РТ  (2016).

2003–2004  —  преподаватель кафедры татарской музыки Казанского государственного университета культуры и  искусств.

2004–2008  —  заместитель декана факультета социально-культурной деятельности Казанского государственного университета культуры и  искусств.

2008–2015  — директор государственного бюджетного учреждения  «Научный центр безопасности жизнедеятельности».

2015–2019  —  первый проректор по  учебной работе Казанского государственного университета культуры и  искусств.

2018–2020  — и.  о. ректора Казанского государственного института культуры и  искусств.

С  февраля 2020 года  —  ректор Казанского государственного института культуры и  искусств.

 

Татьяна Завалишина , Нурия Фатхуллина Видео: Алексей Савин

Последние новости

Гости Чемпионата РТ по лыжным гонкам - на объектах социального назначения Заинска

Сегодня Глава района Р.Г. Каримов совместно с почетными гостями Чемпионата РТ по лыжным гонкам посетил объекты социального назначения города.

Консультация – предупреждение об интенсивности метеорологических явлений на 29.12.2024

Уважаемые граждане! От ФГБУ «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан» поступила: Консультация – предупреждение   об интенсивности метеорологического явления с 21 час.

График работы медицинских учреждений Елабуги в новогодние праздники

В новогодние праздники медучреждения Елабуги работают по особому графику.

Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество

Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Серпухове

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *