Роза Ахмадиева: «Наши студенты – такие патриоты, что изъявили желание поехать защищать Родину»
«Вуз живет в ногу со временем, работаем над цифровизацией в области культуры, технологиями, коммерциализацией продуктов»,
«Вуз живет в ногу со временем, работаем над цифровизацией в области культуры, технологиями, коммерциализацией продуктов», — так охарактеризовала основные направления работы ректор Казанского государственного института культуры Роза Ахмадиева. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» речь также шла о том, чего не хватает татарстанскому кинематографу, кто работает в сельских клубах и чему учатся иностранные студенты.
Роза Ахмадиева: «Сегодня вуз живет своей новой эпохой, мы живем в ногу со временем, работаем над цифровизацией в области культуры» Фото: Сергей Елагин
«Продвижением должны заниматься и вокалисты, и хореографы, а не только продюсеры»— Роза Шайх айдаровна, что собой представляет институт культуры сегодня ? Какие у вас возможности ?
— Мы живем в ногу со временем, работаем над цифровизацией в области культуры, над технологиями, над коммерциализацией продуктов. Вуз выполняет ряд проектов — например, грант в рамках национального проекта научно-инжинирингового центра, где наши студенты и педагоги от своей идеи до реализации продукта оттачивают свое мастерство, работа идет по трем лабораториям: керамика, деревообработка, текстиль.
В июне этого года Рустам Минниханов посещал наш вуз, и мы ему презентовали инжиниринговый центр. Он отметил позитивные изменения, которые произошли в нашем вузе. Помимо творческого компонента, о котором многие знают, он увидел, как мы создаем коммерциализируемую продукцию, которую разработали с нашим индустриальным партнером, например виртуальные очки, виртуальные тренажеры. Мы их уже презентовали на таких серьезных выставочных площадках, как «Иннопром», «Уникальная Россия», «Глобальная креативная неделя», где присутствовали и ученые, и практики, и те, кто работает по продвижению продуктов. На сегодняшний день у нас есть первые заказы от реального сектора экономики. Оказывается, есть, например, необходимость в виртуальных тренажерах для начинающих специалистов.
— Ваш институт принимал участие в разработке программного продукта для виртуальных тренажеров ?
— Да, программное обеспечение у нас свое, на него есть патент. Программное обеспечение рассчитано для тренажеров по керамике, деревообработке и текстилю.
— Откуда у вас IT -специалисты?
— Во-первых, у нас в вузе всегда была прикладная информатика — еще до того, как цифровизация стала неотъемлемой частью в системе образования. Кроме того, в нашем вузе проводятся курсы по повышению квалификации специалистов по всей России по модулю «Цифровая культура». Инжиниринговый центр на базе Казанского государственного института культуры взаимодействует с реальным сектором экономики. Мы первыми в России провели хакатон в сфере культуры, идея народно-художественной культуры была взята у наших студентов и реализована совместно с индустриальным партнером — производственным объединением «Зарница».
— Часто можно слышать, что художник или композитор создал произведение, а продать и заработать на нем не может. И это головная боль министра культуры. А вы этому стали учить ?
— Мы на каждом ученом совете вносим на обсуждение программу, постоянно взаимодействуем с работодателями, проводим круглые столы, выявляем потребность в специалистах. И если раньше мы не делали акцент на продвижении своих услуг, то сейчас в этом есть потребность. В рамках всех образовательных программ есть модуль по продвижению продукта, потому что продвижением должны заниматься и вокалисты, и хореографы, а не только продюсеры.
— «Кто и что помогает оснащать институт современным оборудованием ? Есть ли какие-то гранты, республиканские или федеральные программы для творческих вузов ? Сегодня ведь государство больше озабочено подготовкой инженеров» . (Дронов П.)
— Такие программы существуют и для творческих вузов. К примеру, мы выиграли грант в рамках национального проекта «Наука», федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в РФ» на создание инжинирингового центра . Наряду с другими творческими вузами России мы принимали участие в конкурсе в рамках федерального проекта «Придумано в России», вошли в десятку лучших и получили 25 миллионов рублей на реализацию проекта создания центра прототипирования. В рамках федерального проекта «Придумано в России» наш институт является проектным офисом министерства культуры России. Помимо этого, недавно узнали результаты еще одного гранта: мы получим более 7 миллионов рублей на оборудование для студенческих стартапов и коворкинг-зоны . Это грант на реализацию акселерационной программы поддержки проектных команд и студенческих инициатив для формирования инновационных продуктов. Также в рамках национального проекта «Культура» нам было выделено 65 миллионов рублей на материально-техническое обеспечение . Сегодня у нас большой концертный зал с современным оборудованием: экран, звук, свет — именно так, как должно быть в творческом вузе. Наши студенты уже работают на современном оборудовании, за что огромное спасибо президенту РТ, правительству России и Татарстана.
«Мы, как вуз культуры, должны знать историю межнациональную, идентичности культур» Фото: mincult.tatarstan.ru
«Миссия вуза — сохранение культуры, обрядов, обычаев и их популяризация»— «Вы сами окончили институт культуры. Что вы в должности ректора „исправили“, помня свои студенческие годы в этом вузе»? (Ильдар)
— Окончив Октябрьское музыкальное училище, я приехала в Казанский государственный институт культуры. В дальнейшем уже работала на факультете педагогом, заместителем декана, затем — проректором, сейчас — ректором. Мы с новой командой внесли очень много инноваций. Работаем над цифровизацией, коммерциализацией наших наработок, технологиями, стартапами в области истории, обычаев и традиций. Все это мы интегрируем, понимая, что выпускник Казанского института культуры должен обладать разносторонними знаниями и навыками.
— «Какова роль института культуры с точки зрения, с одной стороны, сохранения и развития татарской культуры и традиций, с другой — сохранения и развития межнациональных отношений?» (Игътибар)
— Мы, как вуз культуры, должны знать историю межнациональную, идентичности культур. В Приволжском федеральном округе проживают более 140 народностей: мордва, чуваши, марийцы, удмурты, башкиры и другие. Наши студенты могут рассказать о культуре каждого народа. Основная миссия нашего вуза — это сохранение культуры, обрядов, обычаев и их популяризация.
— Если читатель все-таки акцентирует внимание на татарской культуре, что для этого делается ?
— В соответствии с учебном планом все студенты нашего вуза обучаются татарскому языку вне зависимости от национальности .
— То есть татарский язык для изучения обязателен ?
— Да, потому что мы находимся в Республике Татарстан. Помимо изучения татарского языка студенты изучают татарскую культуру.
— « Многие российские вузы ведут активную международную деятельность. Есть ли она у вашего института? » (Анастасия Ермакова)
— Международные связи у нас расширяются, в этом году большой наплыв на подготовительное отделение — 70 иностранных студентов поступили. Сегодня обучаются в вузе 134 иностранных студента, география очень широкая: и страны СНГ, и Монголия, и Иран, и Индонезия.
В этом году по академической мобильности в наш вуз приехали 15 студентов из Таджикистана и Киргизии, ведется подготовка иностранных аспирантов, в числе которых пять представителей из Китая и один представитель из Таджикистана.
Кроме того, наш институт является соорганизатором международного форума Kazan Digital Week. В числе спикеров нами организованных активностей приняли участие представители стран СНГ и дальнего зарубежья.
Хочется отметить, что в этом году состоялся XVIII казанский международный фестиваль мусульманского кино, где в номинации «Приз зрительских симпатий» победил совместный проект Татарстана и Казахстана — фильм «Тарлан» режиссера Юлии Захаровой, доцента кафедры кино и телевидения Казанского института культуры.
Мы работаем и с зарубежными бизнес-партнерами. Совсем недавно вернулись из Узбекистана, где были по приглашению начальника департамента дизайна ассоциации «Узтекстильпром», директора центра LibOS. Приняли активное участие в международном Textile Summit и подписали меморандум о сотрудничестве между ассоциацией текстильной и швейной промышленности и вузом. Посетили институт искусств и культуры Узбекистана, с которым у нас заключен договор о сотрудничестве. Также мы стараемся поддерживать дружественные отношения с вузами европейских стран (Венгрия, Италия, Англия), куда наши студенты ездят по обмену.
Наши выпускники работают в различных отраслях социально-культурной сферы начиная с детского сада — это воспитатели, музыкальные работники. Разучивают стихи о Родине, песни, изучают народные песни. Наши студенты — такие патриоты, что в первую волну изъявили желание поехать защищать Родину.
— Не концертная бригада, а именно с оружием в руках ? И что, вы их остановили ?
— Нет, мы их не остановили. И у нас есть взаимосвязь с ними. Мы этот патриотизм всегда чувствуем, потому что у нас очень много мероприятий проходит на эту тематику, в том числе совместно с Казанским танковым училищем.
«Как ученый я анализирую психологию творческих людей. Они другие, штучные, у них другое мышление» Фото: mincult.tatarstan.ru
«Публичные люди должны развивать свой эмоциональный интеллект»— «С началом СВО некоторые деятели культуры и искусств, шоу-бизнеса осудили ее и уехали из страны, например Чулпан Хаматова, Максим Галкин. Так и хочется повторить вопрос Максима Горького: „С кем вы, мастера культуры?“ А вам чья позиция ближе?» (Рашид)
— Творческому человеку надо всегда говорить, что это его профессия и он должен себя контролировать, что это его ответственность, потому что население, которое на него смотрит — это его родная страна. Мы ответственны за наших студентов и обращаем на это внимание, работаем с ними, оказываем психологическую поддержку, если это необходимо.
— То есть ответственность у артиста должна быть ?
— Да, в первую очередь должна быть ответственность за свои действия. Публичные люди должны над собой работать, развивать эмоциональный интеллект.
— А что не так с воспитанием Чулпан Хаматовой ? Ей недодали вот этой ответственности и патриотизма ?
— Мне кажется, выбор человека внутри него самого. И воспитание — это и среда, и общение, и окружение твоих близких, это твои наставники и педагоги. Я не могу сказать, что у этих артистов были какие-то неправильные педагоги, неправильное воспитание и окружение. Но выбор наш как гражданина, ответственность за наши действия — это дело каждого человека.
— «Что-то не видно татарстанских деятелей культуры в госпиталях с раненными солдатами в Донбассе или хотя бы на концертах в поддержку СВО. Нет своей гражданской позиции ? » (Ильдар)
— Уверена, если это будет организовано, то люди культуры непременно поедут и выступят. Они в любом случае патриоты своей Родины. Здесь вопрос только в организации.
— А кто должен организовать? Может, институт культуры инициатором выступит ?
— Мы можем выступить инициаторами, и, я думаю, мы это сделаем. Мы были инициаторами создания рабочей группы в совете по культуре при президенте РТ. Она так и называется — рабочая группа по вопросам культуры, просвещению и воспитанию. Мы разработали положение, провели первое заседание. Также нашим вузом была разработана концепция формирования культурной компетенции личности, она принята кабинетом министров РТ. Мы работаем в кластерах и с этой инициативой тоже выйдем. Спасибо вам за подсказку.
«Наша область культуры всегда связана с патриотизмом, изучением разных народов, ценностей. И в каждом предмете это закладывается: патриотизм, любовь к Родине» Фото: «БИЗНЕС Online»
«Обвиняли в том, что мы что мы за Россию, Родину, что мы «путинцы-2022“»— «Самым резонансным и просматриваемым во всем мире с участием студентов института культуры стало видео „зигования“ в поддержку СВО, которое было снято в ТЦ КаzanMall. Как был допущен такой сомнительный способ выражения „патриотизма“ со стороны руководства вуза?» (Зиля)
— Инициаторами этого мероприятия были наши студенты. Я помню этот период, когда своих студентов просто не узнавала, не знала, что с ними происходит. Ко мне подошли активисты-студенты и попросили поддержать их акцию в поддержку России. И в этот же день все провели, не было никакого принуждения.
— Это когда было ? Февраль, март, апрель ?
— Весной. В этот же день в КаzanMall на первом этаже студенты, преподаватели, весь коллектив Казанского государственного института культуры принимал участие — читали патриотические стихи о Родине. Никого не принуждали, было столько эмоций! И оркестр с такими эмоциями играл. Да, мы сделали буковку Z. Там было столько иностранцев, они все снимали: «О, Казанский институт культуры, так классно, здорово»!
— Вы тоже там были ?
— Да, я вместе со студентами тоже была. А потом нам начали писать, что мы «путинцы-2022», что мы за Россию…
— А что плохого в том, что вы за Россию ?
— Мы увидели, насколько эта информационная атака пошла по средствам массовой информации. Из многих стран нам звонили — из Норвегии, с Украины, из других европейских стран.
— И что из Норвегии говорили вам ?
— Что мы за Путина, что мы «путинцы-2022», нас так и прозвали. По сайту института была большая атака! Но самым главным для меня было следующее — после этой акции студентам стали поступать угрозы от групп, которые считаются экстремистскими на территории РФ . Угрозы поступали на протяжении долгого времени. Но после этого мероприятия студентов в KazanMall обрели совершенно другой вид. Честно говоря, я благодарна этим студентам-активистам, которые попросили меня провести это мероприятие.
— Потом не жалели, после такой информационной атаки ?
— Если вы сейчас придете к нам в институт, вы увидите, что все ребята яркие, открытые, довольные. Я считаю, что моя основная задача — воспитание наших студентов — выполняется. Потому что именно эти результаты говорят сами за себя.
— Как реагировали люди в KazanMall ?
— Все останавливались, снимали на телефон, подпевали. Там очень доброжелательная и патриотичная атмосфера была.
— В вашем вузе есть занятия, на которых объясняют студентам, что сейчас происходит ?
— У вуза культуры существует своя специфика. История России, история Татарстана — это обязательные предметы в вузе, на каждой специальности есть история фольклора. Это тоже изучение своей Родины, традиций. У нас преподают и зарубежную литературу, через которую студенты познают другую культуру. Мы стараемся поддерживать многонациональность не только внутри вуза, но и работать во внешних контурах. Казанским институтом культуры был создан межвузовский хор, которым руководит заслуженный артист РТ Галиуллина Эльвира Шафигулловна . И уже несколько лет подряд в День Победы тысячный хор выступает на площади 1 Мая, исполняет патриотические песни на татарском и русском языках. Это такая мощь!
— Есть ли среди ваших студентов те, кто выражает недовольство происходящим, они могут открыто об этом заявить ?
— Да, у нас каждое мнение имеет место быть. У каждого человека есть свое мнение, и он может излагать свою точку зрения, если это, конечно, не призывы к проведению недопустимого уровня протестных акций.
— И к нему никаких санкций не будет применяться ?
— Нет, конечно.
— А где они могут высказать свое мнение ? В группе у себя ?
— В вузе существует студенческий актив, у них есть свой отдельный кабинет. У нас на каждом факультете имеются свои творческие студенческие лаборатории, в которых студенты творят, реализуют свой творческий потенциал.
«При поступлении в наш вуз обязательные ЕГЭ — это обществознание, русский язык, литература, а на творческие специальности еще и творческий экзамен по направлению» Фото: «БИЗНЕС Online»
«На место претендовали до 8 человек»— Вы сказали, что в этом году к вам на подготовительное отделение поступили 70 иностранцев. Они сначала должны русский язык изучить?
— Да, на подготовительном факультете иностранцы изучают русский язык, историю России, обществознание.
— На кого чаще всего обучаются иностранцы ?
— Если раньше больше иностранцев было на таких специальностях, как «библиотечное дело» и «документоведение», то сейчас у нас на каждом факультете есть иностранные студенты.
— » Сколько у вас бюджетных мест, на какие специальности? Какие ЕГЭ надо сдавать, чтобы к вам поступать ? Есть ли творческие конкурсы?» (Антонина)
— При поступлении в наш вуз обязательные ЕГЭ — это обществознание, русский язык, литература, а на творческие специальности еще и творческий экзамен по направлению. Информацию по ЕГЭ можно посмотреть у нас на официальном сайте, с ноября каждого года мы обновляем информацию.
— «В институт культуры в советское время всегда был довольно большой конкурс. А насколько он популярен у абитуриентов сегодня? » (Н.С. Ильина)
— По всем направлениям на место претендовали до 8 человек. На факультет социально-культурной деятельности (менеджмент, управление) на 21 место было 1,4 тысячи заявлений.
— А бюджетных мест у вас много ?
— В этом году число бюджетных мест увеличилось на 488. На сегодняшний день общий контингент обучающихся вместе с аспирантами составляет 2 080, из них 1 446 бюджетных мест.
— Институт ежегодно выпускает почти две тысячи молодых специалистов сферы культуры и искусства. Насколько они востребованы, всем ли хватает рабочих мест ?
— Мы на два года вперед знаем, кто у нас будет обучаться и по каким профилям. На 2024 учебный год уже в октябре отправляем заявку, готовимся заранее.
Немало среди наших выпускников управленцев. К примеру, вице-премьер Республики Марий Эл Васютин Михаил Зиновьевич к. Многие начальники управления культуры — это выпускники Казанского института культуры. Рассказываю это для того, чтобы видели, что наши выпускники достигают управленческих высот и уже руководят организациями. Много выпускников работает в столице и за границей.
— В качестве кого они за границей работают, по специальности ?
— Да, по специальности. Работают и педагогами по народно-художественной культуре, и кинооператорами, и режиссерами. Самое главное, они востребованы, и это очень ценно.
— «В Татарстане большое внимание уделяется строительству домов культуры в сельской местности. Как и кого вы готовите для сельских клубов?» (Ильяс Ситдиков)
— Первый район был экспериментальным — Сабинский район, за что огромное спасибо его главе Раису Минниханову . Мы выбрали 10 студентов по разным направлениям и отправили их в деревни, чтобы, с одной стороны, вдохнуть новую жизнь в сельские клубы, с другой — проверить, что наши студенты могут на практике, какие есть сильные стороны, а каких навыков им не хватает, что они могут интересного предложить сельским жителям в области культуры, а чему им надо научиться у сельчан.
Они жили в деревнях, анализировали все то, что происходило. По окончании этих 10 дней Раис Нургалиевич собрал их в Доме культуры, и каждый показал результат своей работы. Сработала обратная связь, стало ясно, что именно востребовано, мы увидели, какие есть плюсы, и работали над минусами.
Хочу отметить национальный проект «Культура», потому что именно в рамках этого проекта наши выпускники работают в районах. Если создан новый дом культуры, он не должен пустовать, мы предлагаем новый формат работы. Мы понимаем, что сейчас и музеи, и библиотеки, и театры должны функционировать в совершенно новом формате, то есть должны быть созданы все условия для работы с детьми и пожилыми людьми. И наши выпускники справляются с этим. А когда приобретается новое оборудование, мы понимаем, что им нужны специалисты, и отправляем или наших старшекурсников, или преподавателей, чтобы помочь разобраться с аппаратурой.
— А что с зарплатами на селе — в домах культуры или библиотеках ? В библиотеках, как известно, не такие высокие зарплаты плюс очень много отчетности, для сдачи которой нужно ехать в райцентр.
— Не соглашусь с вами. В современном мире ситуация немного поменялась. Сегодня существуют гранты, в которых можно принять участие, где закладывается и зарплатная часть, и можно улучшить всю материально-техническую базу учреждения культуры, и свое креативное мышление реализовать. Приведу пример. Когда я читала лекцию на курсах повышения квалификации, один из слушателей пожаловался: « Мне нужны балалайки, 10 штук, а директор мне не дает денег ». Я только хотела рассказать о грантах, а тут рядом преподаватель музыкальной школы: «А зачем вы спрашиваете у директора? Я вообще к нему не захожу. Я два гранта выиграла, у меня сейчас миллион на освоение, я больше директора получаю». Сейчас модели библиотек совершенно другие стали. Когда я посещаю районы, вижу, что, если деятельный руководитель, если у коллектива горят глаза, они участвуют в грантах.
Коммерциализация — это одно из новых направлений в нашем вузе, чтобы не только надеялись на бюджетные средства, а могли сами зарабатывать в бюджет.
«Что касается проекта «Үзгәреш җиле», у нас был переломный момент, потому что все новое всегда воспринимается с затруднением» Фото: «БИЗНЕС Online»
«Чтобы не доминировало современное направление, чтобы не задавать народную культуру»— Некоторые чуть ли не каждую неделю штампуют песни, и в этом нет ни души, ни смысла, никакого творчества, они просто зарабатывают деньги. Хорошо ли это для искусства ?
— Для этого есть организаторы мероприятий и министерство культуры, которое координирует деятельность в данной сфере. В республике есть нормативная правовая база, которая регламентирована на федеральном уровне. И, конечно, есть экспертное сообщество, оно должно постоянно наблюдать за качеством аранжировки. У нас был период, когда не совсем на должном уровне звучали концертные номера. Но если мы посмотрим сейчас, то видим качественную живую музыку, качество эстрадной музыки во много раз стало лучше.
— Как вы считаете, татарстанская эстрада в каком направлении движется ? »
— В нашей республике сегодня очень хорошо вырисовывается народное направление, линия современного направления, и есть такие проекты, как «Үзгәреш җиле». У нас есть классические произведения, которые должны слушать. Тем более мы богаты — у нас есть театр оперы, не у каждого региона это имеется. И у нас есть два серьезных учебных заведения: Казанский государственный институт культуры и Казанская консерватория, это тоже богатство, достояние республики. При этом многообразии всегда нужно смотреть, чтобы не доминировало современное направление, чтобы не задавить народную культуру.
Что касается проекта«Үзгәреш җиле», у нас был переломный момент, потому что все новое всегда воспринимается с затруднением. Наши выпускники и студенты принимают участие в этом конкурсе, они ездят за рубеж с этим концертом. К примеру, музыкальный исполнитель Раяз Фасихов . Он исполняет и народные песни, и эстрадные, у него шикарный голос. Он воспитанник нашей республики, это очень приятно. Он может протранслировать свой голос для любой публики, его может послушать и современная молодежь, которая, может быть, не совсем приучена слушать татарские народные песни. Вот именно в этой взаимосвязи мы должны рассматривать все эти конкурсы и жанровые разновидности.
И вы правильно подметили, что в свое время у нас в республике был упадок именно по национальным костюмам. Наш вуз в рамках инжинирингового центра провел огромное исследование на территории Российской Федерации по воссозданию национального костюма, по национальным орнаментам, потому что зачастую случалось так, что на сцене вместо татарского узора — узор другой народности. Конечно, это неприемлемо. Мы должны об этом говорить. Я считаю, наша республика в этом плане идет вперед, в ногу со временем, потому что сам президент РТ является руководителем совета по культуре и говорит о тех проблемах, которые необходимо исправить.
«Мы сами проводим фестивали, у нас в институте проходят недели театра, где мы видим качество выступающих артистов» Фото: mincult.tatarstan.ru
«Театры нашими артистами переполнены»— «Правда ли, что на актерском отделении у вас нет бюджетных мест ? Фарид Бикчантаев сетовал, что такими темпами татарские театры скоро начнут ощущать серьезный кадровый голод». (Айрат)
— Мы ведем реальную статистику потребности в актерах и режиссерах, где видно, что театры нашими артистами переполнены. В этом году у нас был набор на бюджетные места, мы набрали 12 актеров кино и театра, как раз по востребованности. Эти бюджетные места у нас есть, но сейчас мы должны работать в системе. Если раньше руководители театров могли сказать, дескать, пусть они обучаются, а потом находят свои места, то сейчас время другое. Если выпускник не востребован, он теряет свою профессию. А желающих найти себя в этой творческой сфере у нас в республике очень много. Этому также способствует наш фестиваль «Созвездие-олдызлык», потому что он с детства воспитывает.
Мы сами проводим фестивали, у нас в институте проходят недели театра, где мы видим качество выступающих артистов. Сейчас мы отрабатываем с министерством образования РТ, чтобы в каждой школе открылась театральная студия.
— Откуда был заказ на эти 12 бюджетных мест, из каких учреждений ?
— Есть заявки из Мордовии, Марий Эл, Удмуртии. Из Татарстана был заказ из ТЮЗа и театра имени Качалова.
— А если поступила заявка от ТЮЗа и Качаловского театра, они обязаны потом будут взять выпускника или нет ?
— Да. Но это не обязанность, а потому что потребность есть.
— А как давно был выпуск татарских актеров театра и кино ?
— У нас по «актерскому искусству» буквально три года назад состоялся первый выпуск, а потребности нет по последнему выпуску .
— Получается, Фарид Бикчантаев просто так жалуется ?
— Мы с Фаридом Рафкатовичем договорились на 2022–2023 учебный год набрать национальную группу, потому что у них появилась потребность.
«В сентябре этого года в Казани проходил казанский международный фестиваль мусульманского кино, в котором наши преподаватели, выпускники и студенты принимали участие: наш выпускник Ильшат Рахимбай показал свою постановку, и эксперты отметили именно нашу казанскую киношколу» Фото: «БИЗНЕС Online»
«В вузе есть все специальности, необходимые для развития кинематографа»— «Почему в Татарстане до сих пор кинопроизводство не поставлено на поток? » (Эльмир)
— Наверное, в этом вопросе, как и в театральном искусстве, у нас не имелось единой системы. Я считаю, когда мы каждый сам по себе, результата никогда не будет. Поэтому мы выстраиваем единую систему. Приведу пример. В сентябре этого года в Казани проходил казанский международный фестиваль мусульманского кино, в котором наши преподаватели, выпускники и студенты принимали участие: наш выпускник Ильшат Рахимбай показал свою постановку, и эксперты отметили именно нашу казанскую киношколу. Исполнительный директор фестиваля, руководитель «Татаркино» Айтуганова Миляуша Лябибовна , является профессором кафедры нашего института, кандидат социологических наук. Во время кинофестиваля на базе института культуры состоялся региональный кинорынок, проходили мастер-классы известных режиссеров, кинокритиков.
— Говорят о нехватке специалистов средней руки — гримеров кино, художников-постановщиков, художников по костюмам. У вас есть такие направления?
— У нас в вузе есть профили, где студенты должны узнать не только то, как правильно сыграть роль, но как наложить правильно грим. Инжиниринговый центр на базе нашего вуза изготавливает необходимый для постановок инвентарь.
— Председатель союза кинематографистов Татарстана Ильдар Ягафаров говорил, что лучшие кадры забирает Москва. А что в сухом остатке для татарского кино остается ?
— Я не могу сказать, что лучшие кадры забирает Москва. Да, наши студенты работают в столице России, и они там очень востребованы, но наши студенты и выпускники работают также на наших площадках. Возьмем Айдара Габдрахманова , Ильшата Рахимбая, Юлию Захарову , звукорежиссера Альберта Терещенко , который в чемпионате WorldSkills завоевал «золото». Когда наши выпускники востребованы в столице, это говорит о профессионализме работы наших педагогов.
— Стремиться куда-то вверх — это естественный ход. Но, может быть, это говорит и о том, что здесь им не предлагается работа ? Поэтому они вынуждены уезжать ?
— Да, я повторюсь, что основная проблема в том, что нет системы. Я думаю, мы в ближайшем будущем ответим на эти вопросы.
— Фестиваль провести — это одно, но ни в прошлом году, ни в этом победителями полнометражных фильмов не становились татарстанские работы. И, как мы видим, оттого, что фестиваль мы провели, какого-то ощутимого результата сложно нащупать, потому что в прокат эти фильмы не выходят.
— У нас есть специалисты, мы видим у нас профессионалов, уже наших выпускников, которых отмечают серьезные кинокритики. Наши фильмы ничуть не хуже фильмов Башкортостана и Якутии. Но давайте поговорим об идеологии, как мы их продюсируем, какой единой системой мы работаем, чего нам не хватает. Будем как раз это решать, систематизировать. А победа на фестивале, я думаю, не показатель, а показатель — то, что в профессиональном сообществе начали о нас говорить. Я с каждым участником пообщалась лично. Когда специалисты в области кино говорят, что именно у республики видна школа, виден рост и коммуникация, что мы становимся центром, это дорогого стоит.
В этом году в рамках гранта президента РФ ректоры ВГИКа, ГИТИСа, Школы МХАТа, института имени Щукина к нам приезжали с дипломными спектаклями, наши студенты тоже принимали участие в этом мероприятии. И мы услышали высокую оценку результатов нашей работы.
— А за что высокая оценка-то ? У нас же нет татарского кино, которое вышло бы на широкий экран.
— Я же говорю, что в последний год начала выстраиваться эта работа. Нам не хватает системной концентрации этой работы.
— Ягафаров говорил, что в Татарстане не хватает современного оборудования, чтобы люди начинали работать, той же студии у нас нет.
— Я не могу сказать, что сейчас у нас нет оборудования. Потому что в рамках национального проекта «Культура» и при поддержке нашего президента кино ежегодно поддерживается министерством культуры РТ. К примеру, наш преподаватель, режиссер фильма «Водяная», как с ребенком возился, и все-таки довел до ума. Он один. А если мы всей командой возьмемся и не будем говорить, что у нас ничего нет, когда у нас есть все для реализации своих проектов? Мы же снимаем, работаем в этом направлении. У нас есть проект «Кино за 7 дней», где работы наших выпускников и студентов оценивают зарубежные эксперты. Это говорит о том, что у нас есть школа. А результат работы — наши фильмы.
«Сейчас такая тенденция идет. Республика поддерживает свои таланты, в том числе в сфере кино» Фото: ru.freepik.com
«Фильмов и финансирования на сегодняшний день достаточно»— А где эти фильмы, в каком кинотеатре их можно посмотреть ?
— Кино в республике есть : «Тукай в Уральске», «Тарлан». Другое дело — его продвижение. Если мы будем эти фильмы показывать, люди будут смотреть. Так же, как и на концерт люди ходят, слушают народную музыку, и дети ходят, и молодежь, которая слушает попсу. Кино у нас есть. Просто раньше были акценты расставлены немного другие. Мы были переориентированы на Запад, а сейчас ситуация изменилась, и все в наших руках!
— То есть недалеки те дни, когда наши фильмы придут в кинотеатры ?
— Конечно. Фильмов и финансирования на сегодняшний день достаточно в нашей республике. Нам нужно научиться участвовать в грантовой деятельности.
— В прошлом году Барыкин говорил, что еще чуть-чуть, 3–4 года, — и татарское кино будет позади всех. Что нужно сделать для того, чтобы не оказаться в самом конце?
— Я думаю, Алексей Александрович тоже держал руку на пульсе, потому что мы эту проблему в республике увидели. Но не у каждого региона есть такие возможности, как в нашей республике, — школа, вуз, грамотные специалисты, где выпускники делают самостоятельные шаги, их ждут на серьезных площадках, в Москве. Нам они передают свои новые подходы. Алексей Александрович очень много делает для республики и переживает за это дело…
— Барыкин также жаловался, что сейчас происходит госмонополизация киноиндустрии. Он приводил в пример 2017–2019 годы, когда было выпущено больше фильмов, и там встречались разные компании, не только «Татаркино». А в 2020–2021 годах выпущенные фильмы — только «Татаркино». Это потому, что им деньги дают, а остальным — нет?
— У нас же не только одно «Татаркино», но и союз кинематографистов республики есть, так ведь?
— Но они же фильмы не снимают.
— Нет, но идеологию-то они несут. А «Татаркино» — это прокатчики.
— Ну вот в 2020–2021 годах только «Татаркино» выпускало фильмы.
— Потому что фильмы Миляуша Айтуганова продюсировала . Она в разных грантах участвует, с нашими выпускниками активно сотрудничает. Например, совместный грант Казахстана и Татарстана. Кто мешает в этих грантах участвовать другим? А Миляуша Лябибовна — активная, деятельная. Она ездит по регионам, городам, коммуницирует. Понимаете, проблема в том, что некоторые люди только жалуются, что здесь ничего нет. В системности работы, в координации деятельности, я согласна, проблема есть. Но то, что наше кино хуже, что мы не то делаем, — это неправда.
— Барыкин, кстати, в этом году или в конце прошлого года говорил, что татарское национальное кино — худшее среди национальных республик.
— У нас люди себя ведут очень скромно, сдержанно. Менталитет такой. И в сценариях «Татаркино», в манере игры это все прослеживается. Мы не будем выигрышны среди тех фильмов, где эмоции бурлят.
Когда мы говорим о фильме, нельзя обходиться только одним высказыванием Алексея Барыкина или еще кого-то. Здесь надо обсуждать именно системную работу. Фильм — это не только картинка, но и большая работа — от составления сценария, изучения истории, быта, кухни, традиции. Почему именно фильм Ильшата Рахимбая вызвал такой восторг у общества?..
— Но при этом он собирал деньги для фильма на краудфандинговой платформе, потом не смог доснять, выпрашивал гранты…
— Мне кажется, это стереотип. У нас есть центр прототипирования цифрового контента, который базируется в IT-парке имени Башира Рамеева, и любой желающий, не только профессионал, если он хочет создать кино или какой-то ролик, может прийти и создать тот или иной продукт. Сейчас время такое, когда тот, кто хочет, всегда все сделает. Государство создает все условия для этого.
— А сколько специалистов для киноиндустрии вы выпускаете ?
— У нас выпускаются около 30 человек ежегодно. Это самый новый факультет в нашем вузе, он открылся в 2010 году.
— А кто вам эту потребность диктует ?
— Мониторинг обеспечивают министерство образования, министерство культуры России, где мы по потребностям создаем профили, это системная работа. Это первое. Второе — исходя из круглых столов, проводимых по всей России, нам заявляют потребности руководители.
— То есть не только рамками Татарстана вы руководствуетесь, но и России в целом ?
— Совершенно верно. Потребности высказывают также наши выпускники, у которых уже есть свои студии. Абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ сами оплачивают обучение на внебюджетной основе.
— « У института культуры сформулирована стратегия развития? На какой период ? Каковы ее реперные точки?» (Маршида Усманова)
— Стратегия разработана до 2024 года. Когда меня назначили ректором, мы разработали стратегию. Основная миссия — показать нашу многофункциональность по всем направлениям: образование, международная деятельность, научная, воспитательная, цифровизация. У нас есть новый проект — «Капсула времени», который родился во время пандемии. Я подумала: «Дай-ка перечитаю свою концепцию. Что там мы не выполнили? Интересно…» Смотрю и думаю: «Оказывается, проект лег в нашу стратегию». Конечно, федеральные нормативные правовые документы тоже регламентируют нашу деятельность.
Коммерциализация продукта — это основная задача, которая показывает населению, что культура — это не только песни и танцы, но и креативная индустрия, это и технологии, и цифровизация, и передача традиций из поколения в поколение. Чтобы передать тот или иной опыт, чтобы у нас не было крена только на зарубежное искусство, мы должны вместе выполнять эту миссию, и наш институт обязан работать над идеологией, которая определена в нормативных правовых документах.
— «Чего не хватает вашему вузу для дальнейшего развития ?» (Андрей)
— В связи с тем, что наш вуз развивается, мы нуждаемся и в расширении зданий, и материально-техническая база нам необходима. Единственное — у нас абитуриентов достаточно, а остальное для развития нам необходимо.
— «Какие доктора наук у вас преподают, какие предметы? Как считаете, остепененных преподавателей в институте достаточно для подготовки квалифицированных кадров?» (Николай Степанов).
— К должностям преподавателей есть свои требования: это и количество выпускников, и количество обучающихся со званиями лауреата, это и научные публикации, творческие монографии. По таким требованиям они в течение пяти лет должны держать данные направления в лидирующих позициях, и только после этого мы отправляем полный пакет документов в высшую аттестационную комиссию, где присваивают это звание. По степеням в настоящее время у нас достаточное количество докторов наук, кандидатов наук. Мы ставим высокую планку, чтобы преподаватели по творческим специальностям были остепененными.
У нас работает три диссертационных совета. Сейчас идет их перерегистрация, потому что появились новые специальности.
— «Какие научные темы разрабатывают ваш профессорско-преподавательский состав ? В творческом институте вообще есть научные школы, как это обычно бывает в других вузах ? Или наука — это не ваш конек?» (Дамир)
— У нас работает пять научных школ , и наукой занимаются не только преподаватели, но и студенты. Аспиранты ведут исследования под заказ работодателей, то есть мы исследуем непосредственно то, что необходимо на практике.
— «Какое у вас ученое звание ? Где и по какой теме вы защищались ? Кто ваш научный руководитель?» (Хайруллин)
— Я доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РТ. Защищалась в Российской академии образования, научными консультантами докторской у меня были Искандар Шамилевич Мухаметзянов и академик Гузель Валеевна Мухаметзянова . Тема моей докторской работы — «Формирование безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции будущего педагога».
— Неожиданно…
— А тема кандидатской работы — «Этнокультурные традиции как ресурсы оптимизации педагогических функций современной семьи». Сейчас, анализируя свою научную школу, я понимаю, что консультирование доктора медицинских наук Искандара Шамилевича я применяю в своей деятельности. У нас по инновационным проектам студенты участвуют в хакатонах. Один из проектов — арт-терапия на стыке медицины, культуры и образования. Мы помогаем людям в трудных ситуациях, выявляем их болевые точки.
— «Как лечить бескультурье ? Это очень острый вопрос сегодня». (Радик Равилевич)
— Говоря о бескультурье, нужно понимать, что каждый человек со своим темпераментом. Когда мы общаемся, передаем ту или иную информацию, мы должны сами психологически быть развитыми. Должны понимать, что, если у человека нет настроения, мы должны чувствовать это и понимать, что на рожон лезть не надо. Люди в принципе должны заниматься образованием, для этого есть на YouTube-каналах профессиональные лекции с точки зрения медицины, психологии и образования. Их можно смотреть и работать постоянно над собой. Наша психоэмоциональная составляющая как раз и влияет на бескультурье.
«У нас много очень профессиональных мероприятий, они воспитывают определенный менталитет, культурный код, мы отличаемся от других регионов» Фото: Сергей Елагин
«БИЗНЕС Online» держит нас всех в тонусе»— » Ваше имя в последние два года регулярно фигурирует в слухах о том, кто может стать министром культуры Татарстана. Делались ли вам такие предложения? » (Айрат)
— Я в настоящее время ректор федерального учреждения, Казанского государственного института культуры. У меня есть своя команда, замечательный коллектив. Есть задачи, поставленные министерством культуры РФ, я должна их исполнять. Поэтому я к таким слухам отношусь скептически.
Что касается видения развития культуры, задачи отражены в национальном проекте «Культура» на федеральном уровне — концепция креативной индустрии, на республиканском уровне — стратегия развития в области культуры, концепция, которую разработала рабочая группа по культуре, просвещению и воспитанию. Поэтому все задачи поставлены. Есть очень много направлений деятельности, по которым в республике немало сделано, и это, я думаю, необходимо систематизировать. Ведь мы являемся пилотным регионом — это не просто так, нас постоянно все приводят в пример. Думаю, нам надо просто дружно объединиться: это и средства массовой информации, и вся наша команда, идеология, где мы будем показывать достойные результаты и двигаться дальше.
— Может быть, вы видите какие-то пробелы в культуре, которые хотели бы каким-то образом проработать, чтобы произошел подъем на новый уровень, если бы вы были министром культуры ?
— Мы не просто так ввели в институте коммерциализацию, продвижение. Мы сейчас на это обращаем большое внимание. Проанализировали все музеи зарубежных стран и Российской Федерации. Поэтому наш президент сам возглавил совет по культуре. У нас много очень профессиональных мероприятий, они воспитывают определенный менталитет, культурный код, мы отличаемся от других регионов. Когда к нам приезжают, мы слышим много положительных высказываний и эмоций от людей из всех сфер деятельности. Поэтому, думаю, неправильно, если мы остановимся и не будем дальше развиваться. И мы не сидим на месте. На последнем заседании рабочей группы с министерством культуры и министерством финансов обсуждали повышение квалификации, переподготовку кадров в области народно-художественных промыслов, театрального искусства. У нас в республике командная работа, и все пробелы мы в любом случае видим.
— « Как вы относитесь к идее создания нового музыкального театра в Казани ? Может, его стоит сделать на базе вашего вуза? » (Нигматуллин)
— Мне кажется, даже не создавая музыкальный театр, на базе нашего вуза можно сделать все. Думаю, со временем мы придем к этому. Наши студенты при сдаче экзамена ставят музыкальные отрывки. У нас есть небольшие постановки. Декан факультета театра, кино и телевидения — композитор Эльмира Галимова . Мы поставили ее на эту должность, поскольку театр и кино — это как раз новая современная сфера, и Галимова координирует соответствующую деятельность. Конечно, у нас есть хор, народный и джазовый оркестры. Есть все условия для создания музыкального театра.
— Вы читаете «БИЗНЕС Online »? Какие у вас есть предложения в плане отражения культурной сферы?
— Я вообще очень люблю «БИЗНЕС Online». В течение дня несколько раз захожу, читаю. Именно через ваше издание узнала о том, что в этом году обсуждалась тематика театра и кино, вопросы образования, а наш вуз не пригласили. Мне нравятся ваши подходы, импонирует то, как вы пишете. Вы профессиональная команда. Мне кажется, «БИЗНЕС Online» держит нас всех в тонусе.
— Готовят ли у вас критиков в области культуры — музыкальных, театральных ?
— Да. Первый выпуск у нас был в этом году.
— Где сейчас работают ?
— Одна девочка осталась в Казани — работает у нас в вузе. Пять человек разъехались по разным субъектам Приволжского федерального округа.
— Роза Шайхайдаровна, спасибо за обстоятельный разговор. Успехов вам!
СправкаАхмадиева Роза Шайхайдаровна родилась 13 августа 1979 года в городе Октябрьском Башкирской АССР. Окончила Казанский государственный университет культуры и искусств по специальности «руководитель хорового коллектива, преподаватель, методист народного художественного творчества» (2003). Заслуженный деятель науки РТ (2016).
2003–2004 — преподаватель кафедры татарской музыки Казанского государственного университета культуры и искусств.
2004–2008 — заместитель декана факультета социально-культурной деятельности Казанского государственного университета культуры и искусств.
2008–2015 — директор государственного бюджетного учреждения «Научный центр безопасности жизнедеятельности».
2015–2019 — первый проректор по учебной работе Казанского государственного университета культуры и искусств.
2018–2020 — и. о. ректора Казанского государственного института культуры и искусств.
С февраля 2020 года — ректор Казанского государственного института культуры и искусств.
Татьяна Завалишина , Нурия Фатхуллина Видео: Алексей Савин
Последние новости
Гости Чемпионата РТ по лыжным гонкам - на объектах социального назначения Заинска
Сегодня Глава района Р.Г. Каримов совместно с почетными гостями Чемпионата РТ по лыжным гонкам посетил объекты социального назначения города.
Консультация – предупреждение об интенсивности метеорологических явлений на 29.12.2024
Уважаемые граждане! От ФГБУ «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан» поступила: Консультация – предупреждение об интенсивности метеорологического явления с 21 час.
График работы медицинских учреждений Елабуги в новогодние праздники
В новогодние праздники медучреждения Елабуги работают по особому графику.
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи