А тополь продолжает жить...

«Новая жизнь» продолжает информационный проект «Затопленный Спасск-Куйбышев».

«Новая жизнь» продолжает информационный проект «Затопленный Спасск-Куйбышев».

«Новая жизнь» продолжает информационный проект «Затопленный Спасск-Куйбышев», сегодня мы публикуем воспоминания жителей о старом городе.

 

Т.Иванова:

– Наш дом, который ставил ещё мой дедушка Александр Иванович Попцов, находился на центральной улице Нагаева. Недалеко, наискосок, было педучилище, а чуть дальше – дом Сотниковых, деревянные строения больничного городка, жилой дом, столовая.

 

Завершало улицу большое двухэтажное здание – заготзерно. Целый квартал занимал Ленинский садик, который раньше украшало красивейшее здание церкви. Её, конечно, разорили. По вечерам в садике играл духовой оркестр, приглашая всех желающих потанцевать или просто послушать музыку, посмотреть на танцующих. И всё это не только в памяти, всё это живёт в душе, и кажется, что со старым городом мы никогда не расставались.

 

Там в сорок четвёртом году началась моя трудовая деятельность. К моменту окончания педучилища мне исполнилось семнадцать лет. В нём мне и предложили преподавать физкультуру. Но потом, как известно, налаженная жизнь нашего города, как и многих других населённых пунктов Поволжья, была нарушена – началось то самое великое переселение. Люди навсегда прощались со своими насиженными местами. Но судьба через много лет подарила мне одну незабываемую встречу с нашим старым городом.

 

Было это в 1977 году, когда один из выпускников педагогического училища собрал своих однокашников, чтобы отметить 30-летие со дня выпуска.

 

Меня, как бывшего преподавателя, тоже пригласили. Встреча получилась чудесная! А главное – все её участники на второй день отправились в старый город. До Куралова ехали на автобусе, затем на небольшом пароме переправились туда, где когда-то жил  Спасск-Куйбышев.

 

Эмоций не описать. Просто душили слёзы. Мы побродили по развалинам, посидели вместе и повспоминали. А на том месте, где раньше стоял наш дом, я увидела свой родной тополь, который продолжал жить там без нас.

 

Побывать там ещё раз не довелось, хотя мы, участники той встречи, планировали через десять лет приехать снова в старый город, и даже закопали в землю лист, на котором каждый из нас расписался, как будто поклявшись в верности и городу, и педучилищу.

 

А. Миронова:

– В этот небольшой городок в 1951 году меня привёз муж. Я, можно сказать, не успела к нему как следует привыкнуть. Но помню всё хорошо. Двухэтажных домов в городе  было не так много. Среди них особо выделялись педучилище и тюрьма.

 

Проходя мимо первого, всегда радовалась за тех, кто там учился, и даже испытывала чувство гордости.

 

А вот мимо тюрьмы не могла пройти без страха и внутреннего содрогания. И именно туда я по воле судьбы попала на работу. Я к тому времени окончила библиотечный техникум, но по специальности в городе устроиться было трудно.

 

Немного поработала в детском саду, немного – в Доме пионеров, а потом мне предложили стать библиотекарем в тюрьме. Согласилась: везде же люди. Как сейчас помню, в воротах нас встречал охранник с огромным ключом и пропускал внутрь. Библиотека находилась на первом этаже, здесь же были мастерские, работал фотограф. И ещё там был длинный широкий коридор, в котором, по рассказам горожан, во время революции и гражданской

войны расстреливали людей. От одного его вида становилось как-то нехорошо на душе.

 

Но работа есть работа. А для меня она заключалась в том, чтобы обслуживать   заключённых, которые находились в своих камерах на втором и третьем этажах.

 

Тюрьма к тому времени была пересыльной, и люди здесь пребывали какое-то время до суда и после.

 

Раз в десять дней я обходила камеры. Для одних заключённых составляла списки, согласно их пожеланиям, другим уже разносила книги, передавала их через окошечко в двери. Первое время, конечно, было трудно привыкнуть к ужасному тюремному запаху. Все заключённые – мужчины, а в камере находилось по 25 человек, курили, и порой

в окошечке ничего нельзя было разглядеть – дым стоял сплошной.

 

У женщин было почище и получше. Их среди заключённых было немного. Отбывали срок в основном за допущенные растраты, недостачи. Да, в то время за это могли посадить.

 

Помню, одна женщина отбывала срок вместе с дочкой 1,5-2 лет. Им отвели отдельную камеру, а поскольку девочке надо было развиваться, двигаться, то через окошечко вытаскивали её в коридор, где она бегала, играла. Потом освободилось место в  городской библиотеке, и из тюрьмы я ушла.

 

Это было в 1953 году, когда город уже «переезжал». В общем, было всякое, но люди  преданно делили свою тяжёлую судьбу с городом-переселенцем. И в памяти он остался там же и таким же, каким был, когда ещё не был погружён под воду.

Последние новости

90-летний юбилей отмечает житель села Чулпаново Нурлатского района

Она передала юбиляру поздравительное письмо от имени главы района Дамира Ишкинеева, вручила подарок.

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОПЕРАТИВНЫЙ ПРОГНОЗ возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Республики Татарстан на 22 декабря 2024 года

  По Предволжью и Западному Предкамью(Кайбицкий, Верхнеуслонский, Апастовский, Камско-Устьинский, Дрожжановский, Буинский, Тетюшский, Зеленодольский, Высокогорский, Лаишевский, Пестречинский, Атнинский, Арский, Балтасинский,

Первый снег в Нурлате: коммунальщики работают в усиленном режиме

Нравится или нет, но от зимы никуда не деться. Вот и выпавший первый снег сразу же напомнил, какой суровой может быть зима.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Торжке с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *