«Аршин мал алан»: как найти свою любовь, осчастливить родителей и «держать марку» вахтанговской школы
В Арт-резиденции «Созвездие-Йолдызлык» 20 и 21 мая прошли премьерные показы музыкальной комедии «Аршин мал алан» по одноименной оперетте Узеи
В Арт-резиденции «Созвездие-Йолдызлык» возродили спектакль Михаила Борисова
В Арт-резиденции «Созвездие-Йолдызлык» 20 и 21 мая прошли премьерные показы музыкальной комедии «Аршин мал алан» по одноименной оперетте Узеира Гаджибекова. Актеры театра посвятили свою работу ушедшему Учителю, да и сама постановка – это адаптированная под сцену казанского театра режиссерская работа заслуженного деятеля искусств РФ, заведующего кафедрой режиссуры Театрального института имени Щукина, режиссера-постановщика Михаила Борисова.
Протест молодых и мировое признаниеКомпозитор Узеир Гаджибеков написал свою самую знаменитую, но, увы, последнюю оперетту во время учебы в Петербурге. Сам создал сценарий, а стили позаимствовал у поэта Физули. Сюжет был взят из жизни – женщины Азербайджана не могли появляться на улицы без прикрытого чадрой лица. Выходили замуж они по воле родителей, видя будущего супруга только на свадьбе. Да и будущую жену жених тоже встречал впервые только на торжестве.
В начале прошлого века семейно-бытовой уклад жизни, основанный на законах шариата, стал подвергаться критике, что не могло не отразится и на произведениях искусства. Главные действующие лица – купец Аскер и дочь бека Гюльчохра тоже восстают против правил. Жених переодевается в торговца тканями и с выкриками «Аршин мал алан» («Покупаю ткани аршинами») отправляется по дворам и домам, где женщины в своей страсти к нарядам и в стенах родного дома открывают лица. Так и влюбляются главные герои.
Фото: © пресс-служба Арт-резиденции «Созвездие-Йолдызлык»
Теперь им предстоит побороться за свое счастье. Параллельно с их судьбой налаживается и личная жизнь остальных действующих лиц. В финале – все счастливы. Премьера «Аршин мал алана» состоялась 25 октября 1913 года в театре Гаджи Зейналабдина Тагиева в Баку. С тех пор «Аршин мал алан» был переведен с азербайджанского на 80 языков мира, поставлен в 187 театрах 76 стран и четырежды экранизирован.
В память об УчителеМысль восстановить знаменитый спектакль возникла у артистов-выпускников ныне покойного Михаила Борисова. Трое их них не просто учились у него, но и уже участвовали в постановке, а теперь служат в театре «Созвездие-Йолдызлык» – Искандер Нуризянов (Сулеймак-бек), Айдар Сулейманов (Аскер) и Камила Алескерова «Гюльчохра).
Фото: © пресс-служба Арт-резиденции «Созвездие-Йолдызлык»
«Это была одна из любимых пьес Михаила Борисовича, он сделал несколько редакций постановки. Первая – в 1997 году, потом в 2011. Скажу, что наша Камила Алексерова, исполнительница главной роли, должна была играть в дипломном спектакле Азербайджанской студии, которую совсем недавно выпускал Михаил Борисов. Ребята проявили инициативу, которая, замечу, в нашем театре ненаказуема, и мы решили поддержать идею.
В результате спектакль восстановили на 80 процентов: у нас осталось и видео постановки, и я смотрел «Аршин мал алан» «вживую», но это была учебная работа. Вообще, сам формат учебного театра другой, да и площадка несколько иная была. Так что нам пришлось немного смонтировать спектакль в условия новой сцены, взрослого театра. Плюс – добавили свои задумки, они и составили оставшиеся 20 процентов», – рассказал «Казанским ведомостям» режиссер Александр Туманов.
Новые шутки о главномСреди новшеств – например, визуальное оформление. Из прежних, авторских декораций на сцене остался только топчан как центр композиции и действия. Он служит то ложем главного героя, который во сне видит прекрасных пери (они и наталкивают на мысль о необходимости жениться), то альковом девичьей комнаты, где за надоевшим шитьем грустит героиня, то подиумом, на котором в финале станцуют на радостях все действующие лица, обретшие свою половинку.
Фото: © пресс-служба Арт-резиденции «Созвездие-Йолдызлык»
Часть костюмов также «перетекла» в новую работу, но появились восточные ковры, развешенные даже на ярусах зрительского зала, тумбы по краям сцены, с которых вещают персонажи, фоновые занавеси. Но главное – появились искрометные шутки на злобу дня, которые делают пьесу 1913 года актуальной и современной: пандемия, цена на сахар и «хитро желтость» героев. Да и сама тема поисков любви никогда не потеряет свою значимость.
По словам режиссера Александра Туманова, в тандеме с художественным руководителем Арт-резиденции Дмитрием Платоновым они постарались сохранить основную тему и мысль, заложенные в постановке Михаилом Борисовым:
«Главное – мы сохранили концепцию Михаила Борисовича, его тему, подачу, остались в том жанре и стиле, которые он пытался воплотить. Думаю, нам это удалось. Более того, большая половина актеров – новые участники постановки, но и им удалось проникнуться материалом. Конечно, то, что уже сыграно, нельзя повторить. Зато некоторые шутки рождались прямо во время репетиций. И мы решили – почему бы не оставить их, если они работают, при этом не нарушают атмосферу действия.
У нас получилось настоящее сотворчество, о чем писал Константин Станиславский, то есть театр – это режиссер плюс актер. Сейчас в современном театре актеры больше выступают исполнителями, не хватает настоящей театральной жизни. Наш же актеры прониклись настолько, что начали привносить свое. В этом и есть наша самая большая удача», – поделился Александр Туманов.
Фото: © пресс-служба Арт-резиденции «Созвездие-Йолдызлык»
Где залечивает раны театрИнтересной режиссерской находкой стала объемность постановки. Она достигается засчет выходов артистов на сцену из зрительского зала, причем, по дороге на сцену они как бы невзначай, завязывают диалоги с публикой, не давая расслабиться или ослабить внимание. Кроме того, они обращаются и к музыкальному руководителю постановки Ольги Колебановой, которая расположилась за синтезатором на балконе первого яруса, втягивая в действие и ее. То есть создается впечатление, что все действительно происходит здесь и сейчас, а не в далеком Баку или маленьком городке Шуше, где родился автор оперетты, начала ХХ века.
«Профессионализм, великие традиции вахтанговской школы, то, что сегодня несут в себе его выпускники, а ныне – наши артисты – заслуга Михаила Борисова. Большая гордость, что эти ребята вернулись после обучения к себе на родину и служат на процветание своей республики. Еще сам Михаил Борисов всегда им говорил: “Возвращайтесь туда, где вас будут всегда ценить и любить». Они чувствуют эту поддержку, эту любовь, потому мы видим в них огромную самоотдачу, инициативность и заинтересованность в том, что транслируется с профессиональных сцен родной республики», – отметил генеральный продюсер фестивального движения «Созвездие-Йолдызлык», руководитель арт-резиденции Дмитрий Туманов.
Фото: © пресс-служба Арт-резиденции «Созвездие-Йолдызлык»
Мэтр высказал мысль, что сегодня в столицах истинного театра уже не осталось. «Как больная израненная кошка, которая стремиться укрыться в дальнем углу и там залечить свои раны, театр покидает Москву и Санкт-Петербург, чтобы отогреться и возродиться на периферии. Потом, конечно, он вновь вернется в столицу, но пока истинной вахтанговской школой можно насладиться именно у нас. Во всяком случае, мы к этом стремимся. Я искренне и горячо благодарен руководству республики и лично Рустаму Нургалеевичу Минниханову за наше здание арт-резиденции и всяческую поддержку фестивального движения, из которого выходят такие звезды, как наши артисты», – отметил Дмитрий Туманов.
Следующий премьерный показ спектакля «Аршин мал алан» пройдет в Арт-резиденции 28 мая.
Автор:
Анастасия Локтева
Последние новости
Спортивные состязания в спорткомплексе «Юность»
Семь команд приняли участие в захватывающем турнире.
Выездная диспансеризация в Альметьевском районе
С 3 по 10 ноября жители смогут пройти медицинское обследование.
Праздничный концерт в Нурлате в День народного единства
В школе искусств «Сэлэт» прошел концерт, посвященный единству народа.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований