Его на карте не найти
Жительница Болгара Валентина Полякова – одна из тех, кому довелось ходить по улочкам старого Куйбышева.
Старый Спасск-Куйбышев жив в воспоминаниях старожилов.
Жительница Болгара Валентина Полякова – одна из тех, кому довелось ходить по улочкам старого Куйбышева.
В этом городе она прожила несколько лет, завершив обучение в Куйбышевской средней школе. Это было в 1952 году.
-Моя семья родом из Кузнечихи. А в Куйбышев мы переехали в 1947 году. Я как раз переходила в шестой класс, – начала свой рассказ Валентина Павловна. – Помню, как поселились в старом доме помещика Улитина на улице Набережной. В этом двухэтажном доме часть комнат отвели под жильё, другую часть – под производственные помещения артели «Общий труд»
Это было, вроде, КБО. Там работали сапожники, портные. Наш папа – Павел Степанович, – первое время работал в артели. А мама занималась детьми.
Нас к тому времени было уже четверо: я, брат Николай и сёстры Нина и Вера. На всех нужно было наготовить, настирать.
Держали полный двор скотины: лошадь, коровы, овцы, куры, огромный огород.
Прямо за нашими грядками, на соседней улице, находилось училище механизации, неподалёку – наша средняя школа.
Улицы города вдоль берега были очень длинными, на них и располагались основные объекты: конторы, школы.
На Базарной площади стоял продуктовый магазин. Часами выстаивали в нём очередь за хлебом: папа дежурил ночью, а под утро мы его сменяли. Закупались сразу на три дня.
После Великой Отечественной войны было очень туго с продуктами. Даже хлеб досыта ели не каждый день.
150 рублей за учебный год
– Получить среднее образование в то время было сложно. С восьмого класса за обучение платили.
Помню, речь шла о сумме в 150 рублей за учебный год. Половину вносили в сентябре, вторую часть – в январе, сразу после новогодних каникул.
Это была месячная зарплата обычного работника, большинству – не по карману. Из-за этого многие семьи не в состоянии были доучить своих ребят: если седьмых классов в школе было четыре, то десятый – всего один.
Низкий поклон нашему папе, который работал на двух-трёх работах, чтобы накормить и выучить нас всех.
После школы мы все получили высшее образование. Я окончила Казанский государственный сельскохозяйственный институт, Нина – Казанский педагогический институт, Вера – Казанский финансово-экономический институт, а Николай – Горьковский политехнический институт.
Завидую современным школьникам и условиям, в которых они учатся. В наше время в школе не кормили, на переменах мы грызли сухари.
Во время Великой Отечественной войны школьные зимой здания не отапливались, ученики сидели в пальто.
Но всё же школьные годы, учителей, нашего директора Соломона Лазаревича Митрополитанского, я вспоминаю с особой теплотой.
И печь посреди улицы
– Когда вокруг заговорили про перенос города на новое место, люди не хотели верить. Но делать было нечего. В каждый дом специальные работники приносили бумагу, в которой указывался срок переезда и перевозки имущества. Подъёмных не давали, предлагали только ссуду.
В то время мы жили в собственном небольшом доме по улице Вертынской, 130. Дом отец с товарищами разобрали по брёвнышку и увезли на новое место.
На старом разорённом месте осталась только печка и кое-какая скотина в сарае, за которой осталась присмотреть бабушка, мамина мама.
Натопит печку, залезет на неё и сидит, на народ на улицах поглядывает. Потом, правда, и печь разобрали, увезли в новый город.
Куйбышев не сразу строился
– Впервые приехала я в родительский дом в новом городе зимой.
Добраться из Казани в Куйбышев было целой проблемой. Сначала с подружкой Музой Носовой ехали на поезде из Казани до Буинска, оттуда до Тетюшей – на перекладных, а там – через Волгу несколько километров шли пешком.
Вышли где-то около Мочилища. Куда дальше – не знаем. На наше счастье повстречалась нам знакомая, которая пояснила, что родители Музы поселились в финском доме, а мои – на окраине, около аэропорта.
Неразбериха тогда в городе была страшная. Кто-то только строился, другие – перевозились.
Названий улиц не было, нумераций домов тоже. Не было дорог, телефонной связи. Проблемы были с водоснабжением. Одна колонка на несколько улиц. Поэтому зимой растапливали снег, а летом – брали воду из водоёмов.
Если судьбой предназначено
– После института я два года по направлению работала агрономом в Кзыл-Юлдузском районе Татарии, потом в нашем, Куйбышевском районе, в Красной Слободе.
Вскоре меня пригласили в рай-исполком агрономом плановой комиссии. С этим отделом была связана вся моя дальнейшая жизнь.
В разные годы я работала старшим экономистом плановой комиссии, была её председателем, исполняла обязанности секретаря райисполкома.
Здесь же я вышла замуж. С мужем знали друг друга с детства, учились в одной школе, а его родители работали в училище механизации.
Наше главное нажитое богатство – сын и двое внуков. Сохранился и родительский дом, перевезённый сюда из старого города. С годами к нему пристрой приделали, подвели
Последние новости
Новые инициативы по улучшению экологии в России
Правительство запускает ряд программ для защиты окружающей среды.
Итоги работы Госветобъединения Казани за 9 месяцев 2024 года
В Татарстане подведены результаты работы ветеринарной службы.
Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры
Городские власти запускают ряд проектов для модернизации инфраструктуры.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией