Экстремальное путешествие по Монголии: пустыни, юрты и буузы
У друзей – Андрея Балты и Ришата Муртазина из Набережных Челнов – общее хобби: путешествия и фотография.
У друзей – Андрея Балты и Ришата Муртазина из Набережных Челнов – общее хобби: путешествия и фотография. Недавно они совершили поездку, о которой мечтали несколько лет. На автомобиле Ford F-150 Raptor проехали более 3 000 км по Монголии
22 дня в пути
"В Монголию меня позвала одна фотография, от которой повеяло вольным степным духом и таинственностью труднодоступных мест, – рассказывает Ришат Муртазин. – С той минуты загорелся поехать в эту страну. Предложил Андрею: «А не махнуть ли нам на машине в Монголию?»
Сказано – сделано. Поездка состоялась благодаря экспедиции, которая объединяет любителей нетуристических поездок по программе «Испытано на себе». На этот раз было шесть экипажей на внедорожниках из Уфы, Челябинска и городов ближнего зарубежья. Челнинцы решили ехать на автомобиле Ford F– 150 Raptor, такая модель изначально готова к экспедициям без доработки.
Узнав о сборах Ришата и Андрея в Монголию, многие друзья удивлялись: «Что вы там забыли? Там же одни степи».
"Открытий и впечатлений было много, – делится Ришат.– Монголия находится на высоте выше двух км над уровнем моря. Разгоняясь, ветер там не только набирает скорость, но и стужу, будто и не лето в пустыне. Виды фантастические: горы, снег, быстрые реки, низкие облака".
К разговору присоединился Андрей:
"Мы были в восторге, старались все сфотографировать, поэтому часто останавливались, а потом приходилось догонять экспедицию".
В пути пробыли 22 дня. На границе с Монголией провели полдня, далее, около 3000 км, проезд по бездорожью в сторону Улан-Батора. Бывало, что ехали напрямую, и это не составляло проблем: машина была подготовлена к жесткому бездорожью, к безжалостным камням. За 500-600 км до столицы появился асфальт. В день проезжали 300 км за 8-10 часов, максимальное время, с учетом остановок и поломок, – до 14 часов. Расходы топлива – до 25 литров на 100 км. Бензин в Монголии примерно в два раза дороже, чем в России.
"Топливо есть в каждом поселке, но как-то мы попали в жару 40 градусов, и женщина-заправщица в разгар дня отказалась заправить машины , – делится Ришат. – Видимо, в целях безопасности".
Несмотря на то, что порой на сто км не увидишь ни одной встречной машины, в любом населенном пункте, даже в две-три юрты, есть стабильная сеть. Можно в любой момент передать приветы семьям и друзьям, поделиться фотографиями, сообщить о месте нахождения.
Для гостей – отдельная юрта
В Монголии можно ехать сотню километров и не увидеть ни одной встречной машины. Лишь на десятый день маршрута экспедиция повстречала группу путешественников. До этого общались только с местными жителями в поселках. Они открытие, веселые, гостеприимные – приглашают переночевать в отдельную, гостевую юрту, режут на угощение барана.
Пожилые люди еще немного говорят по-русски, а молодежь нашего языка не знает, объяснялись на пальцах или ломаном английском. Если был интернет, то подключали услугу переводчика.
Монголы до сих пор ведут кочевой образ жизни, гонят стада в поисках пропитания для животных. Держат по сто голов лошадей. Как и предки, живут в круглых юртах одного размера и вида. Они мобильные, их легко разобрать и перевезти на грузовике на новое место. Рядом с юртой может стоять современная панель солнечной батареи, спутниковая антенна. Внутри помещения, каркас которого обшитого войлоком, горит лампочка, работает телевизор. Вода привозная, отопление – буржуйка с кизяком, ведь дерево в дефиците. Челнинцы попробовали жечь костер из кизяка и отметили, что это топливо пахнет травой и горит долго.
Живут монголы большими семьями, при этом в разных юртах и на расстоянии.
"Мы как-то разбили вблизи лагерь, и вся семья пришла в гости. Ради нас нарядились в яркие, колоритные национальные одежды, охотно нам позировали, было здорово пообщаться в непринужденной обстановке", – рассказали друзья.
Запомнилось знакомство с семьей, которая занимается соколиной охотой. Сокол слушается только своего хозяина, который выбирает для себя птенца еще в детстве, и они растут вместе, становясь идеальной командой.
Местные деликатесы
В основном путешественники ночевали в своих палатках, которые разбивали каждый день на местах, выбранных организаторами. Запасы воды и продуктов были всегда, ужин готовили на горелках. Если были дрова, разжигали костры, пели под гитару, общались.
В продуктовых магазинах сплошь продукция российских производителей – майонез, печенье, гречка и другие. В поселках заезжали в кафе, пробовали местные блюда, из баранины, козлятины, теста. Понравились хушууры – это аналог чебуреков, а также пельмени на молоке и буузы – это аналог мантов. Порции огромные и надо заказывать только одно блюдо.
Сюрпризы
На сложном маршруте практически у каждой машины экспедиции была поломка. Ремонтировали сообща, люди собрались опытные, разбирались в технике. По словам челнинцев, их автомобиль вел себя на «отлично». И все же разок заставил хозяев поволноваться – застрял в пустыне Гоби.
"Нас вытаскивали всей компанией. Потом уже попутчики признались, что давно ждали, «когда и с нашим автомобилем произойдет ЧП», – делится Ришат.
Андрею запомнился сюрприз с кристально чистой горной водой. Набрали ее в бутылку, пили, а потом увидели, что в ней зародилась новая жизнь – ожил какой-то червячок с лапками. Видимо, попала невидимая личинка.
Улан-Батор
Завершающей точкой экспедиции стала столица Улан-Батор. Челнинцы увидели нормальный современный город, где проживает два миллиона человек. Там плотное движение, пробки, высотные здания, торговые центры. Многие туристы фотографируются на фоне статуи Чингисхана из нержавеющей стали – одной из самых больших в мире. Жизнь за пределами столицы течет совсем в другом ритме. Монголия спокойна, величава, совсем не туристическая.
Советы тем, кто собирается на автомобиле в Монголию
1. Ехать только на хорошо подготовленной машине – внедорожнике с завышенными бамперами, с шинами категории АТ, которые выдерживают острые и раскаленные камни, колючки саксаула.
2. Лучше ехать вдвоем, можно меняться за рулем.
3. Вегетарианцам придется трудно. Фрукты в Монголии не выращивают, привозные намного дороже, чем в России, да и выбор скудный.
4. Иметь канистры с водой про запас.
5. Машина должна «переварить» бензин АИ-80, которого в России давно нет.
6. Нужна одежда для жары и холода в горах и пустынях.
Кстати
Общий маршрут до границы Монголии и обратно до Набережных Челнов составил более 11 тысяч км. На покупку бензина для автомобиля Ford F-150 Raptor ушло 150 тысяч рублей. Поменяв деньги на местную валюту – тугрики, путешественники стали миллионерами. Так, 120 тысяч рублей – это пять миллионов тугриков.
Фото предоставлены героями публикации
Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте , Telegram , Одноклассники .
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Ляля Гайфутдинова
Последние новости
Татарстан развивает туристическую инфраструктуру
Регион продолжает реализацию проекта по модернизации туристических объектов.
Подготовка к государственной аккредитации образовательных организаций
Совещание в Департаменте надзора и контроля в сфере образования РТ
Обновление экономической политики в стране
Новые меры направлены на поддержку бизнеса и привлечение инвестиций.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований