2 января. Память праведного Иоанна Кронштадтского

2 января. Седмица 30-я по Пятидесятнице  День постный. 20 декабря по ст.

2 января. Седмица  30-я по Пятидесятнице 
День постный. 20 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Предпразднство Рождества Христова .  Священномученика Игнатия Богоносца (107). Святителя Антония, архиепископа Воронежского (1846).  Праведного Иоанна Кронштадтского   (1908).

Преподобного  Игнатия, архимандрита Печерского, в Дальних пещерах (1435).  Святителя Филогония, епископа  Антиохийского (ок. 323).  Святителя Даниила, архиепископа Сербского (1338).

Новодворской   и  Леньковской (Новгород-Северской), именуемой «Спасительница утопающих», икон Божией Матери.

Священномученик Игнатий Богоносец

Священномученик Игнатий Богоносец — ученик святого апостола Иоанна Богослова, третий епископ Антиохийский после апостолов Петра и Евода. В 107 году, отказавшись прекратить проповедь о Христе, святой был осуждён императором Траяном на растерзание зверями в Риме. По пути на казнь священномученик Игнатий убеждал верующих держаться апостольского предания и написал послания христианским общинам Рима, Ефеса, Магнезии, Траллии, Филадельфии, Смирны и к священномученику Поликарпу Смирнскому. Эти послания — завещание мученика, исповедание его веры и пастырские наставления. В своём вдохновенном послании к римским христианам он просил не пытаться спасти его от смерти: «Пусть измелют меня зубы зверей, да сделаюсь чистым хлебом Христовым». Священномученик Игнатий был растерзан львами в римском Колизее.

Праведный Иоанн  Кронштадтский

Святой праведный Иоанн родился в селе Суре Архангельской губернии в бедной семье. После окончания Духовной академии святой хотел стать миссионером среди народов Сибири. Но однажды во сне он увидел себя священником, служащим в кронштадтском соборе Андрея Первозванного, в котором он никогда до этого не был. Скоро сон сбылся с поразительной точностью. Кронштадт был местом высылки из столицы различного рода порочных людей, попрошаек и пьяниц. Вот на этих презираемых всеми людей и обратил свою любовь и заботу Кронштадский пастырь. Каждый день посещал их лачуги, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал материально. За великие молитвенные труды, самоотверженность и любовь батюшке в награду был дан дар прозорливости чудотворений.

Предпразднство Рождества Христова

У Рождества Христова самое продолжительное предпразднство — 5 дней. В особенностях службы устав сближает его со Страстной Седмицей: для каждого дня на повечерии положены особые каноны — трипеснцы (жанр, характерный для Триоди), припев к тропарям которых, как и на Страстной — «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Для первого дня предпразднства (2 января) на повечерии положены трипеснцы, составленные по образу трипеснцев Великого Понедельника и Великого Вторника, 3 января — по образу канона Великого Четверга «Сечёное сечётся», 4 января — по подобию трипеснца Великой Пятницы «К Тебе утреннюю», 5 января — по образу канона утрени Великой Субботы «Волною морскою ». Рождество в службах предпразднства понимается в духе Страстной: «ныне приближися спасение», так как Христос «вольно » пришёл, чтобы обогатить человечество («обнищавшего Адама») Своим Божеством. Как и на Страстной, гимнографы удивляются, как «Одеваяй небо облаки» висит на древе и лежит в пеленах обвитый в «вертепе малейшем и зело худом».

Священное Писание

Евр., 319 зач., VIII, 7-13

7 Ибо, если бы первый  завет  был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.

8 Но  пророк,  укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,  9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.

10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.

11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,  12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.

13 Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.

Мк., 42 зач., IX, 42 - X, 1

42 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.

43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,  44 где червь их не умирает и огонь не угасает.

45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,  46 где червь их не умирает и огонь не угасает.

47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,  48 где червь их не умирает и огонь не угасает.

49 Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.

50 Соль - добрая  вещь;  но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.

Глава 10.

1 Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мк. 9, 42-10, 1

"Всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится". Перед этим говорил Господь о том, что должно быть готовым на всякого рода пожертвования и на всякие дела самоотвержения, лишь бы устоять на добром пути. Хоть бы жертвы эти были дороги нам, как глаз, или необходимы, как правая рука, надо принести их не задумываясь; ибо если пожалеешь принести такую жертву, и вследствие того увлечешься с правого пути на неправый, то принужден будешь в будущей жизни страдать вечно. Итак, принеси жертву, болезненную и скорбную здесь, чтоб избежать мучений там. Без огненного очищения здесь нельзя быть спасену от огня вечного. Всякий, желающий быть спасенным, должен быть осолен огнем, пройти огненное очищение. Все мы, по закону сотворения, должны принести себя в жертву Богу; но всякий из нас нечист. Надо, значит, очистить себя, чтобы из нас составилась жертва приятная Богу. Но стань себя очищать, отрывать страсти от души, будет больно, как от обожжения огнем. Это действие внутреннего самоочищения похоже на действие огня, очищающего металл. Металл безчувствен. Если бы дать ему чувство, то он и очищение и жжение чувствовал бы одновременно; это самое происходит и в самоочищающемся человеке. Пройдя это действие, он бывает как бы весь пережжен огнем. Очистительный огонь проходит по всем частям его, как соль проникает осоляемое тело. И только тот, кто подвергается этому действию, бывает настоящею богородною жертвою; потому и необходимо всякому быть осолену огнем, подобно тому как в Ветхом Завете всякая жертва осолялась прежде принесения ее на всесожжение.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Богу было угодно в ответ на человеческие грехи не покарать людей новым Вселенским потопом, или огнем, или мечом, не истребить человеческий род, но открыть новую страницу бытия, которая по значимости может быть сравнима с творением мира. Бог словно восполняет Свой замысел о мире и человеке, нарушенный диаволом и человеческим грехом, и, движимый любовью, входит в человеческую историю, соединяется с человеческим родом. Он становится одним из нас и, пройдя горестным, тяжелым путем человеческой жизни, ни от чего не отворачиваясь, не избегая никаких трудностей, но принимая все то, что надлежало Ему принять, Господь Иисус Христос страданием и смертью Своею искупает род человеческий.

Грозное предостережение праведного Иоанна Кронштадтского

Кронштадтский пастырь уже при жизни почитался православными как «святой батюшка». На  рубеже веков отец Иоанн видел умножение числа духовно погибающих людей и  сурово обличал их за  неверие, богоборчество, сектантство, увлечение толстовством. Люди, «дряблые душой и  беспочвенные мыслию», считали, что  служители Церкви не  должны участвовать в  политической жизни страны. Отец Иоанн опроверг это мнение, выступив против революции 1905–1907 годов. В  проповедях он напоминал властям их долг подавлять смуту: «Начальник… не  напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в  наказание делающему зло» (Рим. 13:4). Предвидя скорбные испытания, отец Иоанн пророчествовал: «Держись  же, Россия, твердо веры твоей… А  если отпадешь от  своей веры, как уже отпали от  нее многие интеллигенты, то не  будешь уже… Русью святой, а  сбродом всяких иноверцев… И  если не  будет покаяния у  русского народа, Бог отнимет у  него Царя и  пошлет бич в  лице жестоких самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и  слезами».

Молитвословия

Тропарь предпразднства Рождества Христова

глас 4

Готовися, Вифлееме,/ отверзися всем, Едеме,/ красуйся, Евфрафо,/ яко древо живота в вертепе процвете от Девы:/ рай бо Оноя чрево явися мысленный,/ в немже Божественный сад,/ от негоже ядше, живи будем,/ не якоже Адам умрем./ Христос раждается прежде падший возставити образ.

Кондак предпразднства  Рождества Христова

глас 3

Дева днесь превечное Слово/ в вертепе грядет родити неизреченно:/ ликуй, вселенная, услышавши,/ прослави со Ангелы и пастырьми/ хотящаго явитися// Отроча Младо, Превечнаго Бога.

Тропарь праведного Иоанна Кронштадтского

глас 1

Православныя веры поборниче,/ земли Российския печальниче,/ пастырем правило и образе верным,/ покаяния и жизни во Христе проповедниче,/ Божественных Таин благоговейный служителю/ и дерзновенный о людех молитвенниче,/ отче праведный Иоанне,/ целителю и предивный чудотворче,/ граду Кронштадту похвало/ и Церкве нашея украшение,/ моли Всеблагаго Бога// умирити мир и спасти души наша.

Кондак праведного Иоанна Кронштадтского

глас 3

Днесь пастырь Кронштадтский/ предстоит Престолу Божию/ и усердно молит о верных/ Христа Пастыреначальника,/ обетование давшаго:/ созижду Церковь Мою, // и врата адова не одолеют ей.

Молитва праведному Иоанну Кронштадтскому

О великий чудотворче и предивный угодниче Божий, богоносне отче Иоанне! Презри на нас и внемли благосердно молению нашему, яко великих дарований сподоби тя Господь, да ходатаем и присным молитвенником за нас будеши. Се бо страстьми греховными обуреваеми и злобою снедаеми, заповеди Божия пренебрегохом, покаяния сердечнаго и слез воздыхания не принесохом, сего ради многим скорбем и печалем достойни явихомся. Ты же, отче праведный, велие дерзновение ко Господу и сострадание к ближним своим имея, умоли Всещедраго Владыку мира, да пробавит милость Свою на нас и потерпит неправдам нашим, не погубит нас грех ради наших, но время на покаяние милостивно нам дарует. О святче Божий, помози нам веру православную непорчно соблюсти и заповеди Божии благочестно сохранити, да не обладает нами всякое беззаконие, ниже посрамится Правда Божия в неправдах наших, но да сподобимся достигнути кончины христианския, безболезненныя, непостыдныя, мирныя и Тайн Божиих причастныя. Еще молим тя, отче праведне, о еже Церкви нашей Святей до скончания века утвержденней быти, Отечеству же нашему мир и пребывание испроси и от всех зол сохрани, да тако народи наши, Богом храними, в единомыслии веры и во всяком благочестии и чистоте, в лепоте духовнаго братства, трезвении и согласии свидетельствуют: яко с нами Бог! В Нем же живем и движемся, и есмы, и прибудем во веки. Аминь.

Тропарь священномученика Игнатия Богоносца

глас 4

Апостольских нравов подражателю/ и престола их снаследниче,/ архиереев удобрение/ и мучеников славо, богодухновенне,/ на огнь, и меч, и звери дерзнул еси веры ради/ и, слово истины исправляя, до крове пострадал еси,/ священномучениче Игнатие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Молитва священномученику Игнатию Богоносцу

О великий святителю Богоносный Игнатие! К тебе припадаем и молим тя, призри на ны грешныя, прибегающия к твоему заступлению! Умоли Господа, да простит нам вся согрешения наша: ты мученически душу твою за веру положил еси, даруй и нам мужество во всем подражати тебе. Ничто в жизни не возмогло отлучити тя от любве ко Господу, ни лестныя обещания, ни прещения, ни угрозы, ниже самыя муки: ты с радостию предстал пред зверьми на смерть лютую и, яко ангел, возлетел еси во обители Отца нашего Небеснаго; и молитва твоя много может пред Господем. Буди же, святый угодниче, предстателем у Господа: за ны, недостойнии рабы твоя; помогай и всем православным христианом святыми твоими молитвами ко всемогущему Богу, да избавит ны от глада, труса, града, бездождия и смертоносных болезней, и да дарует нам здравие и спасение. Буди же нам помощник скорый во всякой скорби, наипаче в час кончины нашея явися нам светлым защитником и ходатаем и умоли Господа сподобитися всем нам, тебе ныне тепле молящимся, получити по христианской кончине Небесное Царствие, идеже вси святии вкупе с тобою вечно славят Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Кондак священномученика Игнатия Богоносца

глас 3

Светлых подвиг твоих светоносный день/ предпроповедует всем в вертепе Рожденнаго:/ Сего бо жаждая от любве насладитися,/ потщался еси от зверей снеден быти,/ сего ради и Богоносец нареклся еси,// Игнатие всемудре.

Тропарь святителя Даниила, архиепископа Сербского

глас 3

Чудо явися извещения,/ делами добродетелей Божиих возсиял еси,/ монашествующих лики упасл еси,/ архиерейская седалища утвердил еси,/ еретическаго нападения не усумневся,/ Церковию Христовою управляя,/ преподобне отче, Данииле премудре,/ умер, яко спя,/ тело же твое цело и нетленно соблюдено бысть,/ и подает цельбы болящим от различных недугов,/ и демоны прогоняет./ Сего ради молим тя: моли спастися душам нашим.

Кондак святителя Даниила, архиепископа Сербского

глас 8

Возбранному и дивному нашел земли светильнику днесь любовию притекаем/ и песнь тебе, Богоносе, плетем,/ яко имущему дерзновение ко Господу:/ избави нас от многообразных обстояний, да зовем ти:/ радуйся, утверждение отечеству нашему и великий покровителю обители своея.

Тропарь преподобного Игнатия, архимандрита Печерского

глас 4

Чистаго ради и непорочнаго твоего жития,/ Богоносе отче Игнатие,/ приемый от Господа чудотворныя дары исцеляти немощныя,/ исцели, молим тя, и немощи наша,/ моля о нас Единаго Человеколюбца.

Кондак преподобного Игнатия, архимандрита Печерского

глас 1

Проходя, всеблаженне, добродетельми от силы в силу,/ и всех, с тобою сущих, оными превозвышая,/ всем служил еси, Игнатие, и угождал,/ тем избран был еси всем, в дому Божия Матере сущим, в старейшину и вождя,/ в несом; паче Господеви благоугождь и стадо Его добре; упасши,/ молися о нас, чадех твоих.

Последние новости

В Министерстве юстиции состоялась стажировка государственных гражданских служащих и муниципальных служащих Татарстана

20-21 июня в Министерстве юстиции Республики Татарстан прошла двухдневная стажировка государственных гражданских служащих и муниципальных служащих по программе «Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.

Видеоприем сотрудников органов местного самоуправления

Под руководством заместителя министра Мухарряма Ибятова состоялся видеоприем сотрудников органов местного самоуправления на тему «Правовые вопросы реализации административного законодательства должностными лицами органов

В Нижнекамске в здании вокзала могут открыть следующую очередь ИТ-парка

В Нижнекамске сегодня обсудили возможность открытия ИТ-парка – это будет очередная очередь республиканского проекта.

Card image

Тех, кто реже будет пользоваться услугами такси и чаще — общественным транспортом, может стать больше.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *