27 сентября. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Преставление святителя Иоанна Златоуста (407).

Седмица 16-я по Пятидесятнице
Строгий пост. 14 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Преставление святителя Иоанна Златоуста (407).

Леснинской  иконы Божией Матери (1683).

Праздник Воздвижения Креста Господня

В 326 году святой царицей Еленой и Иерусалимским Патриархом Макарием был чудесным образом обретён Животворящий Крест Господень. Вследствие множества народа не все могли даже увидеть Честное Древо, поэтому святитель Макарий, став на высоком месте, поднимал (воздвизал) святой Крест, показывая его народу, восклицавшему: «Господи, помилуй!» Отсюда получил своё название праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В соборных церквах в этот день в конце всенощного бдения совершается особый чин Воздвижения Креста Господня: предстоятель пятикратно поднимает Честной Крест — на восток, запад, юг, север и снова на восток. Хор от лица народа во время каждого воздвижения сто раз поёт: «Господи, помилуй!», сугубым молением призывая спасительную силу Животворящего Креста.

Чин воздвижения Креста Господня

После обретения Креста Господня Иерусалимский Патриарх Макарий поднялся на возвышение и оттуда поднимал Крест, обращая его по очереди на все стороны, чтобы показать народу, который, повергаясь перед Крестом, восклицал: «Господи, помилуй!» В память этого события на праздничном богослужении совершается торжественный чин Воздвижения Креста. После Великого славословия священнослужитель выносит Крест из алтаря и полагает посередине храма на аналое. Сделав перед Крестом три земных поклона и взяв его с аналоя, священнослужитель трижды осеняет им народ и затем, держа Крест на голове, наклоняется до земли, поднимается и снова осеняет им народ. Воздвижение совершается поочерёдно на каждую сторону света (на восток, запад, юг, север и опять восток). При этом хор каждый раз поёт сотницу — сто раз «Господи, помилуй!» После пятикратного воздвижения Крест полагается на аналое, и совершается троекратное поклонение ему и целование. В память крестных страданий Спасителя в день праздника установлен строгий пост.

Священное Писание

1 Кор., 125 зач., I, 18-24

18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,— сила Божия.

19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.

20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?

21 Ибо когда мир  своею  мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.

22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;  23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,  24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость.

Ин., 60 зач., XIX, 6-11, 13-20, 25-28, 30-35

6 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: || распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

8 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. [...]

13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифо́стротон*, а по-еврейски Гаввафа.

14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал  Пилат  Иудеям: се, Царь ваш!

15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;  18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. [...]

25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой.

27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.  [...]

30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

31 Но так как  тогда  была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,— ибо та суббота была день великий,— просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,  34но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Среди Великого поста предлагается поклонению Честный Крест, чтобы воодушевить постных тружеников к терпеливому несению поднятого ими ига до конца; а в сентябре для чего это делается? Так случилось? Но у промыслительной Премудрости, все устраивающей, нет случаев. Вот это для чего: в сентябре убираются с поля, по крайней мере у нас. Итак, чтоб одни из христиан в чувстве довольства не сказали: «душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись!», а другие от скудости не пали в духе, представляется очам всех воздвигаемый крест, напоминая первым, что опора благобытия не имение, а христианское внутреннее крестоношение, когда внешнее, по благости Божией, слагается, внушая вторым в терпении стяжать души свои, воодушевляя на то уверенностью, что со креста идут прямо в рай; посему, одни да терпят, чая, что идут углажденным путем в Царство Небесное, а другие да вкушают внешних утешений со страхом, как бы не заключить себе вход на небо.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1 Кор. 1, 23). И доныне для каждого, кто существует в языческой системе ценностей, христианская весть есть соблазн и безумие. Но наш долг – проповедовать миру Христа. Проповедниками должны быть не только епископы и священники, но каждый верующий во Христа человек, ибо на проповедь призваны все мы, весь народ Божий. Никогда не скрывайте своих взглядов, своей веры и упования – ни в трудовом коллективе, ни в общении с близкими людьми, ни в дружеском кругу. Окружающий нас мир должен быть извещен, что вопрос приятия Христа как нашего Спасителя равносилен вопросу: быть или не быть человеческому роду.

Святитель Софроний Иерусалимский о Воздвижении Креста

Наступило памятование Креста, и кто из людей не пожелает, в свою очередь, распять себя? Потому что истиннейшего почитателя Христос видит в таком человеке, который распял себя для мира и кто самыми делами явил себя подлинным любителем Креста. Крест воздвигается на высоту, и есть ли кто, кто таинственно и сам не возвысится от земли? Потому что туда, куда возвысился Искупитель, туда и искуплённый Им приходит и переселяется, имея великое желание всегда быть вместе со своим Спасителем. Если мы прикладываемся ко Кресту, то почему же и страсти, вместе с земными членами, мы не распинаем в себе, так чтобы вместе с Павлом и нам воскликнуть: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал. 2:19–20)? Если Христос возвещает, что Он живёт в тех, которые распяли себя для мира, то почему же и мы не поступаем таким же образом и не умерщвляем в себе всякий земной наш член, страсть, злую похоть, дабы жил в нас Христос? Будем искать мира со всеми и вместе с этим приобретать святость.

Молитвословия

Тропарь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста

глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста

глас 4

Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на сопостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира,// непобедимую победу.

Величание

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Крест Твой святый,/ имже нас спасл еси// от работы вражия.

Молитва Животворящему Кресту Господню

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя утверждение, христиан всех упование, царей держава, верных прибежище, Ангелов слава и воспевание, демонов страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных посрамление, праведных услаждение, обремененных ослаба, обуреваемых пристанище, заблудших наставниче, одержимых страстьми раскаяние, нищих обогащение, плавающих кормчий, слабых сила, во бранех победа и одоление, сирых верное покровение, вдов заступниче, дев целомудрия охранение, ненадеянных надежда, недужных врач и мертвых воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

Акафист Кресту Господню  →

Тропарь святителя Иоанна Златоустого

глас 8

Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать/ вселенную просвети:/ не сребролюбия мирови сокровища сниска,/ высоту нам смиренномудрия показа,/ но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,// моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак святителя Иоанна Златоустого

глас 6

От Небес приял еси Божественную благодать/ и твоими устнами вся учиши/ покланятися в Троице Единому Богу,/ Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне,/ достойно хвалим тя:/ еси бо наставник,// яко Божественная являя.

Последние новости

Татарстан развивает туристическую инфраструктуру

Регион продолжает реализацию проекта по модернизации туристических объектов.

Подготовка к государственной аккредитации образовательных организаций

Совещание в Департаменте надзора и контроля в сфере образования РТ

Обновление экономической политики в стране

Новые меры направлены на поддержку бизнеса и привлечение инвестиций.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Армавире на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *