29 октября. Память мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни
Мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни (I).
Седмица 20-я по Пятидесятнице
Поста нет. 16 октября по ст. ст.
В этот день совершается память:
Мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни (I).
Преподобного Галла (ок. 650). Преподобного Лонгина, вратаря Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Преподобного Лонгина Яренгского (1544–1545).
Святого Георгия Троицкого исповедника, пресвитера (1931); священномученика Евгения Елховского пресвитера (1937); священномученика Алексия Никонова пресвитера (1938); священномученика Иоанна Заседателева пресвитера (1942).
Мученик Лонгин сотникВо время казни Господа Иисуса Христа отряд, которым командовал сотник Лонгин, стоял на страже у подножия святого Креста. Лонгин уверовал во Христа и всенародно исповедал, что «воистину это Сын Божий». Затем он проповедовал о Спасителе на своей родине в Каппадокии. Узнав об этом, иудейские старейшины убедили Пилата послать для задержания мученика отряд воинов. Когда солдаты прибыли в родное селение Лонгина, бывший сотник сам вышел навстречу воинам и привёл их в свой дом. За трапезой Лонгин назвал себя и просил собратьев по оружию исполнить порученное им. Воины советовали мученику скрыться, но он пожелал принять страдания за Христа. По приказу Пилата Лонгин был обезглавлен. Впоследствии глава мученика была обретена слепой женщиной, которая исцелилась через прикосновение к святыне.
Преподобный ГаллСвятой Галл родился в 541 году в Ирландии. Он получил образование в Бангорском монастыре, постригся в монахи и отправился вместе с преподобным Колумбаном в Галлию для проповеди. Он следовал за духовным отцом в миссионерских поездках, помогал проповедовать и свергать идолов. Однажды он молитвой изгнал демона из Фридебурги, дочери герцога аламанов Гунзона, помолвленной с франкским королём Сигебертом. В благодарность король передал в дар Галлу часть земли на берегу Боденского озера. В день свадьбы Фридебурга объявила, что хочет посвятить девство Господу нашему Иисусу Христу. Король, положившись на волю Божию, одел невесту в королевские одежды, привёл к алтарю и сказал: «В том же облачении, что было приготовлено для меня, отдаю её в невесты Господу!» Святой Колумбан запретил преподобному Галлу совершать литургию при своей жизни. В 615 году святой Галл узнал о кончине своего духовного отца благодаря пророческому дару и в тот же день совершил литургию. Преподобный Галл преставился ко Господу, когда ему было около 100 лет.
Священное Писание2 Кор., 168 зач., I, 8-11
8 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.
9 Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, 10 Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит, 11 при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.
Лк., 22 зач., VI, 1-10
1 В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.
2 Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?
3 Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
4 Ка́к он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?
5 И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.
6 Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.
7 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.
8 Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил.
9 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что́ должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.
10 И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день годаЛк. 6, 1-10
Господни ученики срывают колосья, растирают их руками и едят в субботу. Дело очень маловажное и на вид, и по существу своему; между тем фарисеи не утерпели и укорили их. Что заставило их поднимать об этом речь? На вид - неразумная ревность, а в существе - дух пересудливости. Этот за все цепляется, и все представляет в мрачном виде беззаконности и пагубности. Это немощь, в большей или меньшей степени, почти общая у людей не внимающих себе. Словом не всякий выскажет пересудливые мысли, а удержаться от них редкий удерживается. Кто-то приседит сердцу и разжигает его на пересуды - оно и источает их. Но в то же самое время пересудчик сам готов на недобрые дела, лишь бы только никто не видал, и непременно состоит в недобром порядке в каком-либо отношении; он как-будто затем и судит и осуждает, чтобы чувство правды, оскорбленное и подавленное в себе, вознаградить нападками на других, хоть бы то и неправыми. Правдолюбивый и стоящий в правде, зная, как трудно достается исправность в делах, а еще более в чувствах, никогда не станет судить; он скорее готов бывает покрыть снисхождением не только малое, но и великое преступление других. Господь не судит пересудчиков фарисеев, а снисходительно толкует им, что ученики сделали поступок, который всякий, рассудив как следует, может извинить. И всегда почти так бывает: рассуди о поступке ближнего и найдешь, что он совсем не имеет того важного, ужасающего характера, который показался тебе в нем с первого раза.
Слово Святейшего Патриарха КириллаНужно силой удерживать Божественную благодать. Никакая духовная лень и расслабление, как и всякая лень, никакое самоуспокоение, что, мол, я обладаю истиной, не способны удержать благодать Божию. Мы все призываемся к соработничеству с Богом, к соработничеству с Духом Святым. И, соработая с Господом, мы должны помнить: все, что совершается доброго, — от Бога. Все, что совершается значительного — даже через нашу жизнь и наши труды, — от Бога. И тогда наше отношение к самим себе и к миру станет исполненным той Божественной правды, которая только и способна ввести нас в Царствие Небесное.
Притча о вереИдет урок. Учительница спрашивает:
— Дети! Назовите какое-нибудь чудо.
Девочка, воспитанная в христианской семье, поднимает руку. Учительница нехотя спрашивает ее.
— Чудо было, когда Бог перевел израильтян через Красное море.
Учительница, видимо не верящая в Бога, решила придраться:
— Это нельзя назвать чудом. Ученые определили, что в определенном месте, в определенное время это море по колено и его спокойно можно перейти.
Учительница спрашивает дальше:
— Дети! Ну, кто-нибудь назовет какое-нибудь чудо?
Опять эта девочка тянет руку. Учительнице деваться некуда. Спрашивает.
— Я поняла. Чудо было, когда все фараоново войско утонуло в море, где было по колено воды.
Принципы правильного толкования Библии (Герменевтика) − Часть 23) Критерий рассмотрения любой цитаты: кто, когда и где (историческая обстановка), кому, по какому поводу и с какой целью это сказал.
За годы, прошедшие со времени написания Библии, значительно изменился исторический и культурный фон. Меняется и психология людей, и их способ познания и описания мира. Древние тексты зачастую сложно понять без знания исторических реалий. Частая ошибка — судить поступки людей и исторические события только с высоты нашего времени.
Например, эпизод исцеления Спасителем дочери Сирофиникиянки (Мк.7:25-30) может смутить современного читателя. Поможет разрешить это недоумение знание того, что иудеи называли язычников псами по причине их идолопоклонства (включающего принесение детей в жертву идолу) и развратной жизни. Целью отказа Христа было и испытание любви этой женщины к дочери, и исповедание истинной веры. Подробнее.
4) Знание литературных жанров.
Библия содержит множество жанров: послание, притча, гимн, загадка, молитвословия, апокалиптическая литература, любовная лирика. Учёт жанра является основой толкования того или иного фрагмента.
Вспомним слова Апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6:12 и 10:23). Действительно ли Апостол придерживался таких либеральных взглядов, как «всё мне позволительно»? Вероятнее всего, это приём античной письменности — диатриба — беседа с воображаемым оппонентом.
Соотношение веры и разумаКак соотносится разум (наша природная способность познавать истину) и вера — то, что Бог открывает нам в Церкви? На этот вопрос есть разные ответы, и многим из нас в своё время внушали, что разум противоречит вере, и то, к чему пришли люди, употребляя свою способность находить истину, побуждает их отвергнуть «библейские легенды». Как ни удивительно, такая точка зрения близка позиции некоторых протестантских богословов, согласно которым разум действительно противоречит вере, потому что первородный грех настолько подорвал нашу способность видеть истину, что мы в принципе не можем дойти до чего-либо, относящегося к Богу, без сверхъестественного откровения.
Более убедительной — и более укоренённой в истории Церкви — является другая точка зрения, которую выражает святой Апостол Павел: люди могут иметь некое познание о Боге и вне библейского Откровения — из природы и совести (Рим.1:19-20). Созерцая красоту тварного мира, можно прийти (как это и сделали ряд античных философов) к признанию реальности Творца. С другой стороны, совесть обнаруживает реальность нравственного закона, который указывает на Законодателя (Рим.2:14-15). Из размышлений над тварным миром можно прийти к признанию того, что у него есть личностный, всемогущий и благой Творец.
Конечно, такое убеждение само по себе ещё недостаточно для того, чтобы войти с Ним в общение и обрести ту жизнь вечную и блаженную, к которой Он нас призывает, — тот же Апостол Павел ревностно проповедовал всем людям Христа. Но оно приготовляет разум и совесть людей к принятию Благой Вести.
МолитвословияТропарь мученика Лонгина сотника
глас 4
Мученик Твой, Господи, Лонгин,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.
Кондак мученика Лонгина сотника
глас 4
Весело возрадовася Церковь/ в памяти днесь приснопамятнаго/ страдальца Лонгина,/ взывающи: Ты моя держава, Христе,// и утверждение.
Тропарь преподобного Лонгина, вратаря Печерского, в Дальних пещерах
глас 1
Преподобне и Богоблаженне отче Лонгине,/ врат монастырских опасный хранителю,/ опаснейший же и неусыпный своих чувствий/ от всякаго мирскаго суетствия затворителю,/ моли нарекшаго Себе дверь Господа Славы,/ да отверзет нам дверь милости Своея.
Кондак преподобного Лонгина, вратаря Печерского, в Дальних пещерах
глас 8
Вратом земным приседя и оным с послушания внешнима очима наблюдая,/ Небесная врата присно умныма своима очима наблюдал еси, преподобне Лонгине,/ в няже уже вшед и тамошния красоты сподобився, молися Господеви,/ да и мы получим вход Царствия Небеснаго.
Тропарь преподобнаго Лонгина
глас 1
Свыше Божественною благодатию просветився, Богомудре,/ многим терпением во временней жизни течение совершил еси,/ темже и по успении источаеши чудес благодать,/ иже с верою приходящим к тебе, Лонгине всеблаженне./ Слава Давшему ти крепость,/ слава Прославльшему тя в чудесех,/ слава Действующему тобою всем исцеление.
Кондак преподобного Лонгина Яренгского
глас 2
Вышних улучоти, премудре, желая,/ долу красных, мудре, преобидел еси,/ и Христови обнищавшему, сообнища,/ радуяся, последовал еси, Лонгине,/ к Нему же прилежно непрестай моляся о всех нас.
Последние новости
Причины бессонницы: Врач раскрывает секреты правильного питания
Терапевт объясняет, как рацион влияет на качество сна.
Предупреждение о погодных условиях в Татарстане
Гидрометеорологическая служба информирует о возможных изменениях погоды.
Предупреждение о погодных условиях в Татарстане
Гидрометеорологическая служба сообщает о возможных изменениях погоды.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку