29 сентября. Память святителя Киприана, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца
Великомученицы Евфимии всехвальной (304).
Седмица 16-я по Пятидесятнице
Поста нет. 16 сентября по ст. ст.
В этот день совершается память:
Великомученицы Евфимии всехвальной (304). Перенесение мощей праведного Алексия Московского (2001).
Святителя Киприана, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1406). Святителя Фотия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1431)1. Преподобного Кукши Одесского, исповедника (1964). Мученицы Севастианы (86–96). Мученицы Мелитины (138–161). Мучеников Виктора и Сосфена (ок. 304). Преподобного Дорофея, пустынника Египетского (IV). Мученицы Людмилы, княгини Чешской (927). Преподобного Прокопия, игумена Сазавского (1053). Мучеников братьев Исаака и Иосифа (808) (Груз.).
Священномученика Григория Раевского пресвитера (1937); священномученика Сергия Лосева пресвитера (1942).
Иконы Божией Матери, именуемой «Призри на смирение» (1420).
Великомученица Евфимия ВсехвальнаяВ начале IV века правитель города Халкидон по имени Приск приказал всем жителям явиться на языческий праздник. Но сорок девять христиан не пришли поклоняться идолам. Среди них была и Евфимия. Когда об этом узнал Приск, он в гневе отправил всех к императору Диоклетиану — на пытки. Осталась только Евфимия, которую правитель надеялся заставить отречься от Христа. Исповедницу привязывали к колесу с острыми ножами, затем бросили в раскаленную печь. Но всякий раз она оставалась невредимой. Наконец, Евфимию бросили на растерзание зверям и от легкого ранения святая мирно отошла к Господу. Позже на месте захоронения мученицы был построен величественный храм, в котором проходил IV Вселенский Собор.
Святитель Киприан, митрополит КиевскийСвятитель Киприан в юности подвизался монахом на Афоне. В 1375 году он был посвящён в митрополита Киевского, но только через 15 лет был окончательно принят великим князем Василием I в Москве. Святитель Киприан явился мудрым и ревностным блюстителем Церкви Божией. Особенно много заботился он об упорядочении богослужения. Святитель Киприан рассылал по епархиям различные церковные чинопоследования и уставы, иногда написанные собственноручно, исправлял в богослужебных книгах замеченные ошибки, перевёл с греческого языка служебник и писал наставления, касающиеся богослужебной практики. По словам летописи, он был «всякаго любомудрия и разума исполнен, и вельми книжен, и духовен зело, и книг своею рукою писаше, и в молитвах часто упражняшесь, и в почитании Божественных Писаний».
Мученица Людмила, княгиня ЧешскаяМудрая правительница, благочестивая жена и христианка. Так характеризует княгиню Чешскую, святую мученицу Людмилу, неизвестный автор ее жития. Приняв крещение от просветителя славян — святителя Мефодия, — праведница всю свою жизнь посвятила утверждению истинной веры в Чехии. После ранней смерти мужа княгиня помогала править своему сыну Вратиславу. Особенно много времени она уделяла своему внуку — наследнику чешского престола князю Вячеславу. Но сторонники язычества играли в княжестве еще довольно значительную роль. Поэтому в городе Течин княгиня приняла мученическую смерть от рук язычников. Впоследствии князь Вячеслав перенес тело святой Людмилы в Прагу и положил его в церкви святого Георгия.
Священное ПисаниеЕф., 216 зач., I, 1-9
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе: 2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, 4 так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, 5 предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, 6 в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, 7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, 8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, 9 открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, 10 в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.
Мк., 30 зач., VII, 24-30
24 И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.
25 Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его; 26 а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери.
27 Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
28 Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей.
29 И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери.
30 И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день годаЕф. 1, 1-9; Мк. 7, 24-30
Что подвигло сирофиникиянку придти к Господу и быть столь неотступною в прошении? Сложившийся образ убеждений; убеждена была, что Спаситель силен исцелить дочь ее и пришла к Нему; убеждена была, что Он не оставит без удовлетворения прошения ее, и не переставала просить. Убеждения - итог всей жизни, воспитания, ходячих мыслей, впечатлений от окружающего, от встречаемых учений и разнообразных случаев и занятий в жизни. Под действием всего этого работает мысль и доходит до известных убеждений. При этом надо иметь во внимании, что всюду есть и отовсюду теснится в душу человека истина Божия. Истина лежит в сердце человека; истина Божия отпечатлена на всех тварях; есть истина Божия в обычаях и нравах человека; есть она и в учениях больше или меньше. Но всюду же есть и ложь. Кто от истины, тот собирает истину и полон убеждений истинных, спасительных. А кто не от истины, тот собирает ложь и полон убеждений ложных, заблуждений пагубных. От человека ли быть от истины и не от истины - всякий разбери сам, а между тем суд Божий всех ожидает. . .
Слово Святейшего Патриарха КириллаВремя есть великий Божий дар, и оно принадлежит только физическому миру. В Царствии Божием времени не будет. Подобно небу, земле, солнечному свету, воздуху, живительной влаге, красоте природы, время дается человеку затем, чтобы, используя его наравне с другими Божиими дарами, он раскрыл силы своей души, обрел в сердце Небесный Иерусалим. Пока мы дышим, нужно помнить, что каждый миг жизни — это великий и неповторимый Божий дар и что нам никогда не удастся вернуть или повторить то мгновение, которое на наших глазах утекает в вечность и становится недостижимым для нас. И потому самым опасным человеческим грехом — грехом пренебрежения Божиим даром времени — является праздность. Если у нас появляется свободное время, его непременно нужно проводить с пользой для души и тела.
О событиях в мире. Из жизни Силуана АфонскогоДуховник рассказал что-то прочитанное им в газете и, обратившись к старцу Силуану, спросил: «А вы, отец Силуан, что скажете по этому поводу?» — «Я, батюшка, не люблю газет и газетных новостей, потому что чтение газет омрачает ум и мешает чисто молиться». — «Странно. По-моему, наоборот, газеты помогают молиться. Живем мы здесь в пустыне, ничего не видим, и так душа постепенно забывает о мире, замыкается в себе, и молитва от этого слабеет… Я когда читаю газеты, то вижу, как живет мир и как страдают люди, и от этого у меня появляется желание молиться. Тогда служу ли я Литургию, молюсь ли у себя в келлии, я от души прошу Бога за людей и за мир». — «Душа, когда молится за мир, без газет лучше знает, как скорбит вся земля, знает она и какие нужды есть у людей, и жалеет их». — «Как может душа знать от себя, что творится в мире?» — спросил духовник. — «Газеты пишут не о людях, а о событиях; они приводят ум в смущение, и правды из них все равно не узнаешь, а молитва очищает ум, и он лучше видит все».
Третья заповедь Нового Завета: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землюСначала рассмотрим, что значит кротость Бога. Христос учил: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф.11.29). Под Божественной кротостью понимается желание спасения всех людей, излияние Божественной любви на всех. Вся жизнь Христа — пример кротости, даже на Кресте, в страшных муках, распятый Христос заботился о своих мучителях: Отче! отпусти им, не ведают, что творят... (Лк.23:34). Представим, какую нужно иметь внутреннюю цельность, чтобы, обладая неограниченной силой и властью, терпеть унижения от своих творений. Это можно вынести только по безграничной любви. И эта любовь Христа тут же дала всходы: сотник Лонгин, пронзивший копьём рёбра Спасителя, стал христианским мучеником!
Одно из ярких явлений кротости Божьей — это богоявление пророку Илие: 3 Цар.19:11-12.
Кротость человеческая — беззлобие; способность понять и простить человека, войти в его положение и не осуждать. Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал: Состояние души, при котором устранены из неё гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение называется: кротость.
Кажется, что в окружающей жизни мы видим победителями совсем не кротких. Либо человек процветает за счёт зла, либо мстит, тому, кто его обидел — сколько фильмов рассказывают о мести, попытке злом решить проблему зла. Страх же способен ограничить зло определёнными рамками, но не способен преобразить человека. Кротость — это не слабохарактерность, а великодушие, способность простить обидчика, не отвечать злом на зло. Кроток тот, кто победил свой эгоизм, страсть гнева, толкающие его к отмщению.
Святыми, в высокой мере, исполнившими эту заповедь, можно считать страстотерпцев, например, благоверный князь Тверской Михаил Ярославович, оклеветанный перед ордынским ханом своим племянником, добровольно поехал в Орду и с крепкой верой принял страдальческий путь.
Какую землю наследуют кроткие? Землю обетованную (обещанную Богом). В наше время уже не как географическую территорию Палестины, захваченную римлянами, а как небесный удел для исполняющих заповеди Божьи – Царство Бога.
Как понять, где истинная ЦерковьОдин из простых критериев — это преемство веры. Господь говорит: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18).
Основатель Церкви — Христос, и Церковь существует непрерывно со времён Христа. Именно на Церковь Господь возложил миссию свидетельствовать о Его истине: Церковь, которую Он основал, непрерывно, со времен Его земного служения, возвещает истину о Нём, научает Его заповедям и крестит во имя Святой Троицы. Правда, человеческими грехами многие представители Церкви, в некотором отношении, разделены между собой, однако Церковь, как Богочеловеческий организм, как Тело Христово, была, есть и будет едина: едина одной верой, едина в своём свидетельстве об Иисусе Христе, едина святыми, едина святынями, едина целью, едина нравоучением, едина Главой — Господом Иисусом Христом, едина в Духе Святом.
Таким образом, опираясь на слова Самого Христа, мы можем сказать, что критерий — непрерывная преемственность в учении Церкви о Боге и Христе. То есть в I, II, III… XX, XXI веках Церковь неизменно проповедует одно и то же свидетельство о Христе, свидетельство, выраженное во многих исторических документах — от текстов Нового Завета до современных катехизисов. Кроме того, критерием истинности Церкви является преемственность священной иерархии (причем, не исключительно формальная, но благодатная).
МолитвословияТропарь святителя Киприана, митрополита Московского
глас 4
Иже от Бога свыше Божественною благодатию совершен/ и благими нравы украшен,/ Духом Святым просвещен,/ совершив святыню в страсе Божий,/ сподоблен бысть благодати Божественнаго Духа,/ пасый Церковь Божию Русския митрополии,/ постом вся поборая, волнение претерпе,/ гонение преминув, святаго Петра митрополита всегда себе в помощь призывая,/ и сего помощника имея,/ и того стопам последуя./ Служитель благоприятный,/ заповеди Божия соблюдая,/ Духом Божиим наставляемь,/ просвещая верныя люди учением словес твоих,/ пощением украси житие свое,/ ярем Господень измлада восприим,/ и паче всех Христа возлюби./ Того ради и архиерейским седалищем почтен,/ и, яко светозарное солнце, от Сербския земли происшед,/ и по вся концы русский земли добродетелию просияв,/ светило явися мирови,/ и преставися ко Господу от сея жизни в вечный покой,/ великий архиерею Божий, Киприане митрополите,/ учителю и наставниче Русския земли,/ всегда предстоя Престолу Пресвятыя Троицы,/ моли Господа прилежно об архиереех и о всех христианех,/ да спасет тебе ради души наша.
Кондак святителя Киприана, митрополита Московского
глас 2
Необорим столп Православия,/ вере Христове утверждение,/ церквам украситель, премудрый учитель,/ сербское воспитание, русское процветение,/ Господнею любовию распалаемь,/ Духу Пресвятому дом явися/ и душу, яко жертву непорочну, Господеви принесе,/ досточудне и всечестне Киприане, святителю Христов,/ сего ради вселися в широту райскую,/ предстоя Христу в лице святых,/ Емуже молися и спасай град и люди от поганых нахождения,/ яко да зовем ти:/ радуйся, отче Киприане,/ учителю премудрый.
Молитва святителю Киприану
О святителю Христов Киприане, от Афона возсиявый и в Царьграде процветый, изволением Божиим на Русь пришедый и на престол святительский поставленный, болгарская отрасле и украшение предивное! Приими ныне молитву нашу, притекших ко гробу твоему российских и болгарских чад твоих, и принеси Богу усердная моления, да сохранит предстательством твоим веру православную, церквей православных единение да укрепит, грады наша и люди от всяких бед и напастей, искушений и скорбей да избавит, да дарует нам неотъемлемый мир, да утвердит любовь христианскую посреде нас и да соберет всех нас в Царствие Свое, идеже прославим пречестное и благословенное Имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь великомученицы Евфимии
глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Евфимия/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и Тебе ищущи страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Кондак великомученицы Евфимии
глас 4
Во страдальчестве твоем добре подвизалася еси/ и по смерти ны освящаеши чудес точеньми, всехвальная./ Темже твое успение святое поем,/ верою притекающе/ в божественный храм твой,/ да избавимся недугов душевных// и чудес благодать почерпем.
Тропарь мученице Людмиле, княгине Чешской
глас 4
Оставльша тьму идолослужения / и с горячей любовию прияв свет Православныя веры Христовы, / явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, / и светом святости твоея / истинный день Богопочитания в Честей земли начав.
Последние новости
Новые инициативы по улучшению экологии в России
Правительство запускает ряд программ для защиты окружающей среды.
Итоги работы Госветобъединения Казани за 9 месяцев 2024 года
В Татарстане подведены результаты работы ветеринарной службы.
Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры
Городские власти запускают ряд проектов для модернизации инфраструктуры.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований