Протоиерей Игорь Цветков (1947–2013): выдающийся богослов, философ, наставник
1. Протоиерей Игорь Цветков. Музей Константина Васильева на улице Гвардейской.
Ровно десять лет с нами нет протоиерея Игоря Цветкова. Для Казанской духовной семинарии это невосполнимая утрата. Светлой памяти безвременно ушедшего учителя посвящается эта статья.
Протоиерей Игорь Алексеевич Цветков родился в 1947 году и вырос в городе Владивостоке. Он получил высшее образование по специальности «теоретическая физика» (сначала в Дальневосточном, затем в Казанском государственном университете)[1], однако всегда увлекался философской проблематикой, занимался духовными поисками, изучением религиозных традиций. Он имел богатейшую эрудицию, собрал замечательную библиотеку и фонотеку, великолепно разбирался в вопросах литературы и культуры, музыки и в целом был уникальной, всесторонне развитой личностью, примером истинного российского интеллектуала.
Свой трудовой путь отец Игорь начал как инженер и преподаватель в светском вузе — Казанском национальном исследовательском технологическом университете, в котором он пользовался огромным авторитетом как талантливый физик-исследователь. У него было большое будущее ученого, но Господь призвал его пасти словесных овец. В 1981 году он пришел в Церковь: сначала устроился на работу истопником и охранником, а вскоре был посвящен в чтецы храма Казанской иконы Божией Матери в поселке Царицыно, затем в 1982 году был рукоположен во диакона и поступил в Московскую духовную семинарию. В 1984 году по окончании семинарии он был рукоположен во священника и поступил в Московскую духовную академию. Сначала он трудился при храме Казанской иконы Божией Матери, а затем стал клириком храма Ярославских чудотворцев на Арском кладбище города Казани, где и служил Господу до самой кончины.
Протоиерей Игорь Цветков в дружеском кругу семьи Шер. 07 мая 2011 год. «Наша семья много лет дружила с отцом Игорем, он был в нашем доме желанным гостем. Мой отец, Самуил Юдельевич Шер, был тогда руководителем философского семинара, а мама писала стихи. Я же была в то время начинающим иконописцем и поэтом, и мы представляли на суд отца Игоря свои свежие работы, папа вел с ним философские беседы. Изредка я фотографировала, вот неплохие образцы таких фотографий в атмосфере дружеских домашних обедов в нашем доме», — вспоминает Марина ШерУ отца Игоря было много духовных чад, знакомых и друзей в кругах казанской интеллигенции — среди философов, музыкантов, поэтов, ученых. В 1992 году в городе начало работу «Казанское философское общество», преобразованное затем в философский клуб при музее имени Константина Васильева[2], и отец Игорь был его деятельным членом, регулярно посещал заседания и выступал с докладами по разным вопросам. Темой его кандидатской диссертации стали религиозно-философские воззрения выдающегося немецкого богослова, мыслителя и гуманиста Альберта Швейцера. Острый критический ум и независимый характер отца Игоря стали препятствием к защите диссертации в 1988 году, сразу по окончании Московской духовной академии. Полностью написанная кандидатская, пролежав 12 лет без изменений, была успешно защищена им лишь в 2000 году с присвоением степени кандидата богословия.
С 1998 года, сразу после открытия в Казани духовной семинарии, преобразованной из училища, отец Игорь принял активное участие в становлении Казанской духовной школы. Он был преподавателем основного богословия, русской религиозной философии, апологетики и после административной реструктуризации — первым заведующим кафедрой богословия и философии. Он навсегда остался в памяти студентов как разносторонне эрудированный и харизматичный лектор, обладатель яркого критического и систематизирующего ума, потрясающих богословских интуиций и четкой собственной позиции по различным вопросам. Его лекции и семинары поражали воображение нестандартным подходом к предмету рассмотрения, неожиданными умозаключениями и открытиями прямо в процессе обучения. У коллег и учащихся он пользовался непререкаемым авторитетом[3].
Протоиерей Игорь Цветков в дружеском кругу. Фотография сделана Марией Шер в их квартире. 27 декабря 2011 годФилософско-богословские и культурологические интересы о. Игоря были очень разнообразными, о чем свидетельствуют его многочисленные публикации[4]. Среди его трудов представлены богословские рассуждения о сущности гностицизма, об онтологических основаниях экзистенции (например, об онтологии свободы), о принципе тринитарности в разных духовных традициях, его перу принадлежат статьи по русской религиозной философии, предлагающие ее оригинальную периодизацию в рамках диалектической триады, у него есть работы о неоплатонизме, Иустине Философе и об Иммануиле Канте, о богословских истоках творчества преподобного Андрея Рублева и современного художника Константина Васильева и т. д.
Если говорить о специфике воззрений отца Игоря, то важно подчеркнуть главное: он пытался найти в человеке онтологическую бездну духовной свободы, интуицию Абсолюта. Его философия была укоренена в христиански понятом неоплатонизме в духе Святых Отцов и диалектического реалиста Алексея Федоровича Лосева, но обогащена персонализмом Виктора Ивановича Несмелова, соборностью Алексея Степановича Хомякова, онтологизмом Пауля Тиллиха (отец Игорь пытался «оправославить» богословие знаменитого немецкого теолога). «У отечественных мыслителей он умел находить идеи, прозрения и интуиции, раскрывающие онтологию свободы личности, что было созвучно его собственным богословским поискам»[5].
Протоиерей Игорь Цветков. Музей Константина Васильева на улице Гвардейской. Фотография предоставлена Геннадием Прониным. 26 февраля 2012 годБудучи мудрым духовным наставником и одаренным педагогом, выдающимся ученым и руководителем научной деятельности кафедры богословия и философии, протоиерей Игорь Цветков стал основоположником онтологического богословия — особого направления, развивавшегося им в стенах нашей духовной школы. Тяжелая болезнь и безвременная кончина, оборвавшая его жизненный путь в ночь с 28 на 29 января 2013 года, не позволили ему завершить начатое и задуманное: остался неоконченным его цикл статей об онтологии свободы, не написаны книги по онтологическому богословию и русской религиозной философии. Но нам остались прекрасные и мудрые страницы работ, которые он успел издать. Его наследие, исполненное глубин мысли и до сих пор не оцененное во всей полноте, ждет своих исследователей и последователей.
Вечная память!
Протоиерей Сергий ШКУРО ,
проректор по научно-богословской работе, заведующий кафедрой богословия и философии, кандидат богословия, доцент
[1] Цветков Игорь Алексеевич // Андреевская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://rozamira.nl/lib/ae/and-ved/cvetkov.htm (дата обращения: 25.09.2022).
[2] Ефимов А. Кисть, волнующая память // Аргамак. Татарстан. — 2017. — № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://журнальныймир.рф/content/kist-volnuyushchaya-pamyat (дата обращения: 01.10.2022).
[3] Забавнов С. Воспоминая лекции протоиерея Игоря Цветкова // Православие в Татарстане. [Электронный ресурс]. URL: https://tatmitropolia.ru/all_publications/publication/?id=66872 (дата обращения: 01.10.2022).
[4] Протоиерей Игорь Цветков // Tatarstan today. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tat-t.ru/bibliot/nasledprepsemrii/cvetkov/; Цветков Игорь Алексеевич // Андреевская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://rozamira.nl/lib/ae/and-ved/cvetkov.htm (дата обращения: 25.09.2022).
[5] 5 лет со дня кончины протоиерея Игоря Цветкова // Казанская православная духовная семинария. [Электронный ресурс]. URL: https://kazpds.ru/5-let-so-dnya-konchinyi-protoiereya-igorya-tsvetkova/ (дата обращения: 25.09.2022).
Последние новости
Праздник танцев для младшеклассников в Лениногорске
Школьники активно участвуют в флешмобах для укрепления здоровья и поднятия настроения.
Обзор матча ХК Челны против Сокола
Интересные моменты и ключевые моменты игры.
Челнинцы против красноярских «соколов»: новый виток борьбы в ВХЛ
Волна соперничества в хоккее продолжается с новыми достижениями челнинской команды.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований