Сила духа: удивительные истории казанских святых

17 октября Русская Православная Церковь совершает празднование  Собора Казанских святых .

17 октября Русская Православная Церковь совершает празднование  Собора Казанских святых . Сегодня в списке — 34 святых из нашего края. За какие духовные подвиги их прославили, рассказываем в настоящем материале.

До недавнего времени Собор Казанских святых включал лишь несколько человек. Но в 2015 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил его обновленный список, и сегодня в Соборе Казанских святых числится 34 имени. Это святители и преподобные, мученики и новомученики.

О том, кем были эти люди и за какие заслуги были канонизированы Русской Православной Церковью, рассказал  председатель комиссии по канонизации святых Казанской епархии священник Антоний Ермошин.

«Некоторые историки самостоятельно включают некоторые имена в канон, поэтому в интернете можно найти более обширные списки. Но официально Русской Православной Церковью канонизированы 34 человека, связанных с казанской землей, — рассказывает отец Антоний. — Все они жили на территории современного Татарстана, были почитаемы здесь и отмечены духовными подвигами. Часть из них — общероссийского почитания и включены во все церковные месяцесловы, другие — местночтимые святые. Впрочем, это разделение весьма условно».

Первый по времени казанский святой — Авраамий Болгарский, живший в XIII веке, последний — наместник Седмиезерной пустыни преподобный Александр Седмиезерный, умерший во времена Хрущева.

Святой Авраамий Болгарский Жизнеописание мученика Авраамиия, Болгарского чудотворца

Считается не только первым известным нам казанским святым, но и, в некоторых источниках, одним из первых канонизированных русских святых. О его жизни, возрасте, семейном положении почти ничего не известно, ведь жил он в XIII веке в Волжской Булгарии. При этом он упоминается в русских летописях.

Известно, что он был купцом и, согласно его житию, исповедовал ислам, занимался благотворительностью. От русских купцов он узнал о Господе Иисусе Христе и настолько проникся христианской верой, что решил принять крещение. А после начал проповедовать христианство, за что был убит. Его останки русские купцы перевезли во Владимир, где Авраамий Болгарский начал почитаться как мученик и чудотворец.

Почитание его в Казанской епархии началось гораздо позже — лишь во второй половине XIX века, благодаря деятельности архиепископа Антония (Амфитеатрова) . Из Владимира была привезена частица его мощей, которая была помещена в Благовещенском соборе Казанского кремля , сейчас частица мощей мученика  находится в посвященном ему храме в Болгаре . Кстати,  в Болгаре же есть источник его имени.  По преданию, он забил в том месте, где Авраамий был казнен. Считается, что вода из него обладает целебными свойствами.

В состав Собора Казанских святых Авраамий Болгарский был включен в 2015 году.

Мученики

Известны и святые эпохи Казанского ханства — мученики  Петр , Иоанн и Стефан Казанские. Они жили  накануне присоединения ханства к Московскому государству.

Иоанн был русским крестьянином из нижегородских земель. Его взяли в плен  во время одного из набегов казанских татар на русские земли  и обратили в рабство. Он находился в услужении у одного из местных вельмож. Из сказаний XVI века известно, что вельможа его очень ценил за работу и хотел сделать своим помощником. Но, будучи убежденным мусульманином, старался склонить к переходу в свою веру. Тот оказался, за что был казнен — ему отрубили голову. Но так получилось, что Иоанну удалось выжить, он очнулся и, придерживая голову руками, смог добраться до жилища русских купцов, где исповедался и причастился у находившегося при них священника. А к утру скончался и был похоронен на русском кладбище в Казани. Историки предполагают, что оно находилось на  Зилантовой горе, за чертой города. День его памяти — 6 февраля, в один день с блаженной Ксенией Петербургской .

Мученики Петр и Стефан были казанскими татарами-мусульманами, принявшими христианство. Причем один из них даже получил при крещении исцеление от долго мучившей его от болезни ног. Они пострадали за веру весной 1552 года — за полгода до взятия Казани. В результате антирусского восстания родственники умертвили их, как предателей, отказавшихся от веры. По преданию, это произошло в районе родника у Тайницкой башни.

В XVI веке казанский митрополит Гермоген ходатайствовал о включении их в святцы. До XX века Петр и Стефан считались местночтимыми святыми Казани. В результате оплошности редактора церковного календаря в середине ХХ века они попали в список святых общероссийского почитания и так в нем и остались. Мощей мучеников не сохранилось.

Первосвятители

Гурий , Герман и Варсонофий   — наиболее почитаемые казанские святые, которые входят во все православные месяцесловы. День их общей памяти — 4 октября (17 октября по новому стилю) является и днем празднования Собора Казанских святых.

Имена святых связаны с возникновением и становлением Казанской епархии.

Святитель Гурий  (в миру Григорий Руготин) — первый казанский архиепископ, выходец из обедневшего княжеского рода. В молодости он служил у князей Пеньковых, где его оклеветали и обвинили в любовной связи с женой князя. Княжеский сын попросил не казнить его. Гурий был брошен в яму, где провел длительное время, питаясь колосками. Но поскольку он был грамотным (что было редкостью по тем временам), то попросил друзей приносить ему бумагу и краски и изготавливал рукописные азбуки для детей. Не переставал молиться и не унывал. И в один из дней он увидел свет — двери темницы были открыты. Никем не замеченный, он вышел и направился в Иосифо-Волоцкий монастырь, где принял постриг, а впоследствии стал игуменом. Через некоторое время его перевели в один из Тверских монастырей.

В это время он познакомился с молодым Иваном Грозным, на которого произвел большое впечатление своей духовностью. Поэтому, когда в 1555 году была основана казанская кафедра, именно на Гурия пал выбор царя. Архиереем он был семь с небольшим лет, но, согласно писцовым книгам, после этого Казань представляла из себя город с большим количеством церквей (почти все приходы, бывшие на карте Казани в начале ХХ века, были основаны еще при Гурии). Гурий много болел, в последние годы не мог передвигаться — сказались месяцы, проведенные в темнице. На службах он стоял, опершись на костыль.

Его посох сохранился до нашего времени — он хранился в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище , а сейчас находится в экспозиции музея истории Благовещенского собора.

В последние годы архиепископа лежа приносили на службу. А жил Гурий в подвальчике строящегося Благовещенского собора. До нашего времени сохранилась келья святителя. Ее нашли краеведы в XIX веке, после чего она стала местом почитания.

Гурий умер 5 декабря 1563 года (по старому стилю) и был погребен на территории Спасо-Преображенского монастыря в Казанском кремле (уже не существует).

Кстати, монастырь был основан сподвижником Гурия Варсонофием. Он прибыл в Казань в сане архимандрита, при этом монастырь еще не был построен. Выбор пал на него неслучайно. Варсонофий был рабом в Крымском ханстве, там же выучил татарский язык, а позже отец-священник выкупил его. После основания монастыря в Казани Варсонофий был избран епископом Тверским, но, уйдя на покой, он вернулся в Казань. Здесь он скончался в 1576 году и был похоронен рядом с архиепископом Гурием.

Спустя 20 лет при перестройке собора Спасо-Преображенского монастыря была задета их могила и обретены мощи святителей. Свидетель этих событий, будущий патриарх Московский (а тогда митрополит Казанский) Гермоген писал, что мощи плавали в гробу поверх благоуханного мира. Тогда же Гермоген ходатайствовал о канонизации Гурия и Варсонофия. В 1595 году они были прославлены в лике святых. Изначально их мощи хранились в Спасо-Преображенском монастыре, в 1630 году мощи Гурия перенесли в Благовещенский собор, а мощи Варсонофия остались в монастырском соборе.

День обретения мощей святителей Гурия и Варсонофия — 4 октября (по новому стилю 17 октября) является общим праздником Собора Казанских святых.

В 1918 году, когда кремлевские храмы закрывались, мощи святителей были вынесены из Кремля будущим священномучеником Иоасафом (Удаловым) и  монахинями Казанско-Богородицкого монастыря .  Большевики разрешили вынести из храмов лишь то, что можно было унести в руках. Пришлось оставить много святынь, но в первую очередь верующие казанцы спасли мощи святителей, которые в советское время несколько раз переносили по церквям. В конце концов мощи Гурия оказались в храме на Арском кладбище, где пребывают и поныне. В возрожденном Благовещенском соборе воссоздана вторая символическая гробница, где также находится частица мощей святителя.

А вот мощи святителя Варсонофия были утрачены: в советское время они оказались в Госмузее ТАССР (сейчас Национальный музей РТ), где и были уничтожены в ходе очередного субботника уже в 1980-е годы. Святителя Варсонофия почитают как целителя. Неслучайно храм на ул. Бутлерова при Груздевской клинике носит его имя.

Третий святитель — Герман, выходец из Иосифо-Волоцкого монастыря, служил в Свияжске, куда прибыл в сане архимандрита еще не существующего монастыря. На острове-граде он основал Богородицко-Успенский монастырь (действующий и поныне). Монастырь стал одним из богатейших и процветающих во всей епархии.

В 1564 году Герман стал преемником Гурия на казанской кафедре — вторым архиепископом. Потом уехал в Москву, где принимал участие в ряде церковных соборов. По официальной версии, он скончался от моровой язвы в 1567 году, но Андрей Курбский писал, что он был убит по приказу Ивана Грозного. Известно, что в XIX веке проводилось освидетельствование мощей, и на шейных позвонках обнаружили следы ударов топором. Это подтвердило версию о насильственной смерти Германа. Он стал широко почитаться как святой в конце XVII века, хотя его мощи были перевезены в Свияжск столетием ранее — во времена святителя Гермогена. После революции мощи считались утраченными, но на рубеже нового тысячелетия при ремонте в церкви Ярославских чудотворцев был найден ящик под престолом. Оказалось, что это спасенные из Свияжска мощи святителя, сейчас они возвращены на остров-град и находятся в раке. Когда в Успенском соборе закончится ремонт, их вернут на место.

Патриарх Гермоген

Одним из наиболее значимых святых Казанской епархии является Гермоген — будущий патриарх Московский. С его именем связано прославление казанских святых, обретение Казанской иконы Божией Матери .

Жизненный подвиг Патриарха Ермогена

Родился он, скорее всего, не в Казани, но с молодости жил здесь, служил священником в Никольском храме на Гостином дворе , затем принял монашество и был настоятелем Спасо-Преображенского монастыря . После учреждения на Руси патриаршества и возведения Казани в ранг митрополии он стал первым казанским митрополитом (с 1589 по 1606 годы). Его служение в Казани — это строительство храмов, строительство Богородицкого монастыря на месте обретенной иконы, просвещение населения края.

В 1606 году Гермоген был избран на Московский патриарший престол. Годы его патриаршества выпали на Смутное время . Свою жизнь он закончил мученически — он активно боролся с Семибоярщиной и отказался благословить польского королевича Владислава Сигизмундовича на царский престол без его перехода в Православие. Был посажен в темницу и умер от голода в феврале 1612 года. Похоронен в кремлевском Чудовом монастыре, канонизирован в 1913 году в рамках юбилейных торжеств по случаю 300-летия дома Романовых. В Собор Казанских святых он включен в 2015 году своим преемником — нынешним патриархом Кириллом.

Святой подвижник

Еще один почитаемый в Татарстане святой — Гавриил Седмиезерный , продолжатель традиции Оптинских старцев. Он подвизался в разных монастырях и был отовсюду изгнан людьми, которые не понимали его подвижнической жизни, считали его чудаком. 

Оказавшись в Казанской епархии, он некоторое время жил в Раифском монастыре и в «Новом Иерусалиме» на озере Кабан, но затем обосновался в Седмиезерной пустыни , где провел около четверти века. Там он, попав в аварию, обезножел и пролежал несколько лет в постели, принял великую схиму и готовился умирать. Но получил исцеление и даже стал наместником монастыря. К этому времени он стяжал славу как старец и молитвенник. К нему приезжали не только известные казанцы, у него окормлялись преподаватели и студенты Казанской духовной академии , многие общественные и культурные деятели (его духовной дочерью стала и сестра императрицы великая княгиня Елизавета Федоровна ).  Был у него и Григорий Распутин.

Став жертвой очередной клеветы, он был изгнан из Казанской епархии в 1908 году при архиепископе Никаноре (Каменском) , но незадолго до революции, в 1915 году, он вернулся в Казань, где 24 сентября (7 октября) скончался в здании духовной академии и был погребен в своем монастыре. Многие его духовные дети в советское время стали мучениками за веру. Когда Седмиезерная пустынь была разрушена, часть мощей Гавриила была спасена одним из иеромонахов монастыря Серафимом. Он, скитаясь по квартирам и живя у старушек, переносил их с одного места на другое. В конце концов мощи старца оказались в Казанском епархиальном управлении. В 1996 году Гавриил был канонизирован как местночтимый святой. Часть его мощей хранится в  Седмиезерной пустыни  и в храме при Казанской духовной семинарии на ул. Челюскина. Сейчас Казанская епархия получает множество писем от верующих с просьбой ходатайствовать о включении Гавриила в общецерковные святцы.

Новомученики

Еще одна категория казанских святых — это убиенные за веру новомученики и исповедники, прошедшие через тюрьмы и страдания, но скончавшиеся мирной смертью. Среди священников-новомучеников — Михаил Вотяков , сельский священных из Чистопольских Выселок, расстрелянный в 1931 году за то, что якобы настраивал людей против колхозов. А также два казанских священника — Димитрий Шишокин и Филарет Великанов .

Димитрий Шишокин  служил в Троицкой церкви при тюремном замке (здание сохранилось — сейчас это следственный изолятор на ул. Япеева). Он был арестован осенью 1918 года, в разгар Гражданской войны. Якобы за то, что в тюрьме выбивал показания у арестованных большевиков. И хотя революционно настроенные арестанты писали в его защиту письма, за него вступились представители совета рабочих, рабочие Пятницкого прихода, это не помогло. Его расстреляли по обвинению в контрреволюционной деятельности.

За «пособничество белым» расстреляли и  Филарета Великанова, эконома Казанской духовной академии, служившего в дни Гражданской войны в Борисоглебоском храме в Плетенях по приглашению рабочих завода Крестовниковых (район современной улицы Ахтямова). Сохранились и опубликованы его письма из тюрьмы. В одном из них он пишет ректору духовной академии, где с трогательностью просит у всех прощения, распоряжается своим скромным имуществом и просит как можно аккуратнее сообщить о его казни пожилой матери.

Зилантовы мученики

К лику святых причислены и преподобные мученики Зилантовы . Их убили в первый же день взятия Казани Красной Армией — 10 сентября 1918 года. Именно со стороны Зилантовой горы отступающие белочехи вели обстрел подходов к городу, поэтому красноармейцы выместили злобу на братии  монастыря . На расстрел вывели 11 человек, но один — иеромонах Иосиф — упал первым, лишившись чувств. На него посыпались тела остальных. Иосиф спустя время очнулся и ночью пришел в Иоанно-Предтеченский монастырь , где рассказал о случившемся. Место захоронения братии монастыря неизвестно.

Святая среди святых

Есть в Татарстане и своя женщина-святая.  Маргарита Мензелинская   была гречанкой по происхождению, выросла в Киеве. Там приняла монашество и была назначена настоятельницей в Мензелинский монастырь (тогда он относился к Уфимской епархии, сейчас не действует).

В августе 1918-го Белая армия отступала и у нее возникла мысль бежать. Игуменья уже выходила из монастыря, когда ей явился Николай Чудотворец. Он укоризненно сказал ей: «Зачем бежишь от своего венца?» Маргарита вернулась в монастырь, зная, что её ждет. На следующий день во время литургии в храм ворвались красноармейцы. У стен храма они расстреляли настоятельницу без суда и следствия.

В том же августе по обвинению в контрреволюционной деятельности был расстрелян и настоятель Свияжского монастыря епископ Амвросий (Гудко) .

Мученики при советской власти

В начале 30-х годов был нанесен новый удар по духовенству — в основном сельскому. Их обвиняли в том, что они агитируют против колхозов. В числе пострадавших — братия Раифского монастыря . После того, как монастырь был закрыт большевиками, насельники продолжали жить поблизости, в Васильево, Бело-Безводном, и служили в закрытых храмах. В престольный праздник — день памяти Раифских преподобных отцов — они собрались на литургию. Шел 1930-й год. После службы монахов арестовали, шестерых расстреляли, остальных отправили в ссылки, а кого-то отпустили. При этом ризничего  иеромонаха Сергия (Гуськова) пытали дольше других, чтобы узнать, где деньги монастыря.

Раифские мученики были канонизированы в конце 90-х. С братьями были расстреляны и два мирянина из крестьян. История сохранила их имена — Василий и Степан. Не исключено, что со временем их также включат в число святых.

Канонизированы были и три казанских архиерея, ставших жертвами Большого террора 1937-1938 годов. Это священномученники  митрополит Кирилл (Смирнов) ,  епископ Иоасаф (Удалов)  и митрополит Анатолий (Грисюк). Кирилл был Казанским архиереем с 1920 до 1929 года, однако фактически управлял епархией совсем немного, так как постоянно находился в ссылках и тюрьмах: на Соловках, в Сибири и Казахстане. В декабре 1937 года он был расстрелян под Чимкентом.

В период его заключения епархией управляли викарные епископы Анатолий и Иоасаф.

Анатолий (Грисюк)   был последним ректором Казанской духовной академии (с 1913 года). В первый раз он был арестован в 1921 году за то, что тайно продолжал учить студентов закрытой духовной академии. Несмотря на допросы, он не выдал ни одного имени своих учеников. На его время пришлось начало разгрома Казанской епархии. Впоследствии он был архиепископом в Самаре, митрополитом в Одессе. Неоднократно арестовывался, подорвал здоровье на тяжелых работах. В январе 1938 года, когда он лежал в тюремной больнице, лагерные врачи силой вырвали у него из рук Евангелие. При попытке сорвать нательный крестик он испустил последнее дыхание.

Епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов) занимался делами епархиального управления во время отсутствия Кирилла (Смирнова). Долгое время он также провел в ссылках и тюрьмах. После освобождения жил с матерью в Казани на ул. Тихомирнова (этот деревянный дом напротив театра кукол недавно был отреставрирован). В декабре 1937 года и он был арестован и расстрелян на Архангельском кладбище, могила его неизвестна.

Священномученики Кирилл, Анатолий и Иоасаф были канонизированы в 2000-2002 годах.

Последним по времени казанским святым был преподобный исповедник Александр Седмиезерный , умерший в 1961 году. Последний наместник Седмиезерной пустыни прошел ссылки и лагеря, после освобождения из которых жил в Мордовии, где в Санаксарском монастыре хранятся его мощи.

Сегодня не каждая митрополия может «похвастаться» таким количеством чудотворных икон и святых, и работа по канонизации мучеников советского периода и подвижников веры иных эпох продолжается.

Последние новости

Причины бессонницы: Врач раскрывает секреты правильного питания

Терапевт объясняет, как рацион влияет на качество сна.

Предупреждение о погодных условиях в Татарстане

Гидрометеорологическая служба информирует о возможных изменениях погоды.

Предупреждение о погодных условиях в Татарстане

Гидрометеорологическая служба сообщает о возможных изменениях погоды.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Троицке с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *