29.04.2024

Чему учат в «Академии домоводства»?

Какие дети попадают в социальные приюты? В основном, из неблагополучных семей.


Какие дети попадают в социальные приюты? В основном, из неблагополучных семей. Для них, независимо от возраста, характерна общая черта – нарушенная социализация, имеющая широкий спектр проявлений, – от незнания правил личной гигиены и неспособности адаптироваться к незнакомой среде и новым обстоятельствам до девиантного поведения. Многие росли в таких семьях, где им не привили даже самых элементарных бытовых навыков. Преодолеть все эти трудности таким ребятам помогают специалисты социальных приютов, подведомственных Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ.  Когда 13-летняя Катя попала в Нижнекамский социальный приют для детей и подростков «Балкыш», она вела себя как затравленный зверек. Дома у нее антисанитария, все родные пьют, ничего хорошего в своей жизни эта девочка не видела. Сотрудники выяснили, что она панически боится воды – даже мыть руки перед едой в этой семье было не принято. По-человечески общаться тоже. Первые дни Катя молчала, закрывала лицо волосами. Сотрудникам пришлось сильно потрудиться, чтобы она пришла в себя. Постепенно Катя освоила навыки гигиены, увлеклась рисованием, стала хорошо учиться. Особенно ей понравились занятия по домоводству: научилась готовить салаты и супы, печь блины, красиво накрывать на стол, мыть посуду. Как и остальные воспитанники, она с нетерпением ждала кулинарных конкурсов и мастер-классов от волонтеров, которые в учреждении проходят регулярно. Когда специалисты Нижнекамского КЦСОН каким-то чудом вернули к жизни ее опустившихся родителей, которые перестали пить, устроились на работу, навели дома порядок, начали интересоваться своей дочкой, Катя вернулась домой. Новые знания и умения непременно ей пригодятся.  Программу «Академия домоводства» реализуют в Нижнекамском приюте «Балкыш» уже несколько лет. «Наша главная задача – социализация детей, их подготовка к самостоятельной жизни, обучение бытовым навыкам, воспитание трудолюбия и аккуратности», – перечисляет воспитатель Лилия Аглиуллина. Занятия раз в неделю. Для этого оборудован специальный кабинет. Там есть плита, мойка, посуда и, конечно, вся необходимая для готовки бытовая техника. Ребята здесь учатся готовить самые разные блюда, в том числе к календарным праздникам. Например, на Масленицу все пекут, а потом сами же с огромным удовольствием дегустируют блины. Плюс теоретические занятия в учебном классе: здесь ребятам рассказывают о приемах приготовления пищи, видах продуктов, различных рецептах, сами воспитанники готовят и показывают презентации на темы, имеющие отношение к готовке. К самым простым занятиям привлекают даже малышей от трех лет: например, их приглашают понаблюдать, как работают старшие, попробовать, что получилось, помочь накрыть на стол. Для более старших на все праздники организуют «В ну-ка, девочки!» и «А ну-ка, мальчики!», где непременно есть место кулинарным поединкам. «Для детей из проблемных и социально опасных семей, которых у нас в приюте очень много, все это очень важно, – комментирует директор Наталья Бакулина. – У многих поначалу нет никаких навыков гигиены, некоторые даже в 5 лет не умеют держать в руках ложку. Они не знают, что овощи перед готовкой нужно мыть. Для наших воспитанников удивительно, что для готовки еды есть специальная одежда, что подавать еду надо на разных тарелках. Поэтому реализации программы «Академия домоводства» мы уделяем такое важное значение: полученные навыки непременно помогут ребятам в дальнейшем, для кого-то, возможно, станут будущей профессией». Так получилось, например, у выпускницы приюта 16-летней Алины – сейчас она учится на повара в техникуме отраслевых технологий, живет в общежитии: в «Баклыше» ее полностью подготовили к самостоятельной жизни. У этой девушки с умственной отсталостью были серьезные проблемы с родителями, ей было трудно общаться с окружающими, обслуживать себя из-за плохой памяти. Но кулинарные занятия сразу понравились, здесь Алина чувствовала себя как рыба в воде, все на удивление на лету схватывала. Особенно ей понравилось делать выпечку, все обязательно старалась украсить, красиво сервировать. После окончания коррекционной школы без колебаний выбрала профессию повара-кондитера. Другой воспитанник – 4-летний Руслан при поступлении в «Балкыш» не знал, как держать ложку, не говорил, боялся мыть руки, вел себя агрессивно. Он из многодетной семьи, родители пьют, дома устроили притон, детьми не интересуются. Вместе со всеми мальчик начал посещать занятия по кулинарии – глядя на сверстников, учился расставлять на столе салфетки, тарелки и ложки, играя в сюжетно-ролевые игры, понял, что пить нужно из чашки. Сейчас самостоятельно держит ложку, аккуратно ест, мытье рук уже вошло в привычку, узнает по внешнему виду блюда, знает, как они готовятся. 7-летняя Алена тоже поначалу не разговаривала, была очень напугана. Ее мама пила, своих детей била. На кулинарных занятиях Алене понравилось мыть овощи, она быстро научилась пользоваться ножом, нарезала салаты, делала бутерброды. Комплексная работа дала результаты: сейчас Алена общительная и веселая девочка, пошла в школу, у нее появились друзья.  – Мы не только обучаем детей готовить, но и прививаем азы финансовой грамотности, – подчеркивает директор. – Например, объясняем, сколько денег надо потратить на то или иное блюдо, как удешевить продукцию. Устраиваем экскурсии в магазины, пекарни, пиццерии. Дети, в частности, узнают, что молоко бывает разной жирности, колбаса разного сорта, тесто может быть слоеным, дрожжевым, пресным. У ребят, которые воспитываются в государственных учреждениях, очень сильна иждивенческая позиция. Наша задача – дать, образно говоря, не рыбу, а удочку – научить в дальнейшем жить самостоятельно. Конечно, младшие готовят на кулинарных занятиях, например, пирожки из готового теста, нарезают в салаты уже сваренный поварами картофель, но со старшими мы проходим весь цикл готовки от начала до конца. Вскоре они уже начинают ориентироваться в магазине, знают, где какой товар лежит, что лучше выбрать. Попутно приобщаем к азам здорового и сбалансированного питания.  В «Балкыше» даже мальчики с большим интересом учатся готовить котлеты, лепят пельмени, пекут блинчики. Проводят и занятия с приглашением родителей: вместе готовят, накрывают на стол, потом чаевничают и беседуют. «После возвращения детей в семью мамы и папы часто удивляются: учат нас готовить и соблюдать чистоту, объясняют полезность тех или иных блюд. Значит, результат налицо, – рассуждает Наталья Бакулина. – Этой работой охвачены все 50 воспитанников приюта». В Дрожжановском социальном приюте для детей и подростков «Теплый дом» успешно работает кружок «Хозяюшка», где воспитанники под руководством воспитателя Миляуши Халитовой учатся готовить, например, татарские национальные блюда. Охвачены все старшие воспитанники, около 20 человек. Часто приезжают волонтеры – студенты Дрожжановского техникума отраслевых технологий, активисты районного совета ветеранов. Вместе готовят творожные пончики, пекут губадию. Судьбы большинства воспитанников «Теплого дома», как и всех аналогичных учреждений, до боли похожи одна на другую – родители пьют, морят голодом и бьют своих чад. Часто встречаются и такие потерявшие человеческий облик экземпляры, которые готовы на все, лишь бы избавиться от своих мешающих жить свободной и разгульной жизнью малышей. Подчас даже сотрудников шокирует, что мальчишки и девчонки – с нормальным интеллектом, слухом – не знают значения самых простых слов, не владеют элементарными бытовыми навыками и уж тем более навыками общения, восприятия. Их нужно учить многому из того, что является естественным для детей из обычных семей. Для этого требуется каждодневная кропотливая работа – по нормализации эмоционального фона, преодолению иждивенческих настроений, развитию навыков общения и, прежде всего, конечно, самообслуживания. «У нас начали работать новые кружки: по плетению из ротанга, свече- и мыловарению, – перечисляет специалист по социальной работе Ирина Ярзуткина. – Готовую продукцию продаем на районных ярмарках, попутно обучаем ребят основам предпринимательства. Помогаем бойцам СВО – делаем окопные свечи, плетем под руководством серебряных волонтеров села маскировочные сети. И, конечно, большое внимание уделяем занятиям по трудотерапии на открытом воздухе – все, даже малыши, работают на грядках и цветниках, с большим интересом осваивают азы ландшафтного дизайна. Для сельских ребят, которых у нас большинство, это очень важно. Возможно, для кого-то то, что удалось освоить у нас в приюте, в дальнейшем станет будущей профессией – например, став самозанятыми, они начнут изготавливать те же кашпо, корзины и мебель из ротанга. Значит, во взрослой жизни не пропадут! Такие занятия очень повышают самооценку наших воспитанников».  Взять хотя бы 15-летнюю Рамзию К.: в ее родном доме в селе Новое Дрожжаное – та же антисанитария, полное отсутствие продуктов. Горе-родители не привыкли напрягаться – не работали, не вели подсобное хозяйство. И воспитанием дочери тоже себя не утруждали. О каком-либо труде девушка имела очень отдаленные представления, не сразу научилась даже чистить щеткой свою обувь, не говоря уж о том, чтобы пришить оторвавшуюся пуговицу. Не понимала, для чего нужно мыть посуду, гладить одежду и убираться. Диагностика показала повышенный уровень тревожности, заниженную самооценку. В ходе индивидуальных бесед с психологом, тренингов, посещения сенсорной комнаты мало-помалу снижалось психоэмоциональное напряжение, научилась усидчивости, позитивному общению. Много времени воспитатели и соцпедагоги потратили на то, чтобы она освоила азы гигиены, научилась пользоваться индивидуальными принадлежностями. Рамзия вместе с другими девочками начала посещать в приюте кружки «Умелые руки», «Хозяюшка». Научилась готовить, шить, делать мелкий ремонт одежды.  Вот так в социальных приютах республики ребенку не просто дают кров, еду, тепло, специалисты качественно меняют жизнь воспитанников, в том числе помогая овладеть многими навыками и умениями, без которых невозможно нормальное существование. Ирина ЧУДНОВСКАЯ  

Последние новости

Казанская поликлиника готовится к чуме и язве

В казанской городской поликлинике №21 пройдет обучение по особо опасным инфекциям (ООИ).

Названы причины смертности в Агрызском районе за последние две недели

Наибольшее количество летального исхода приходится на возраст старше трудоспособного - 10 человек Главный врач ГАУЗ "Агрызская ЦРБ" Эдуард Овчинников выступил с анализом смертности среди жителей района,

Представители Министерства здравоохранения России в ДРКБ

Сегодня Детскую республиканскую клиническую больницу МЗ РТ посетила заместитель министра здравоохранения Российской Федерации Евгения Котова.

Card image

Предположение, что российскую валюту тянут вниз проблемы с конвертацией индийских рупий

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *