08.04.2024

Уверенно направляя по реабилитационному маршруту

4-летнего Гусейна родители принесли в первый раз в Бугульминский реабилитационный центр для детей-инвалидов «Возрождение» на руках.


4-летнего Гусейна родители принесли в первый раз в Бугульминский реабилитационный центр для детей-инвалидов «Возрождение» на руках. Мальчик с ДЦП не мог ни ходить, ни ползать, с трудом говорил. Помогли занятия по Войта-, кинезиотерапии, упражнения на тренажерах, нейрогимнастика. Сейчас Гусейн передвигается самостоятельно с помощью трости, пошел в обычную школу, хорошо учится.  И таких похожих на чудо историй в этом центре могут рассказать много. Кто-то из реабилитантов прежде всего нуждается в коррекции эмоциональной сферы, поведенческих навыков, кого-то нужно социализировать, чтобы не стеснялся своего недуга, начал общаться с окружающими, а для кого-то сделать акцент на профориентацию и предпрофессиональную подготовку. У большинства подопечных двигательные патологии, поэтому так востребованы социально-бытовые, трудовые услуги. Сотрудники учат детей самостоятельно одеваться, держать ложку, пить из чашки, делать простые поделки своими руками. Ребята очень любят эти занятия. «Мы стараемся проводить их так, чтобы задействовать различные группы трудовых упражнений, – рассказывает соцпедагог Зульфия Нуриева. – Например, упражнения, не требующие сильного напряжения, – это аппликация из бумаги, квиллинг – чередуем с теми, которые развивают силу, выносливость мышц рук – макраме, тестопластика. Дополняем упражнениями, которые оттачивают тонкую координацию движений пальцев, повышают их чувствительность – занимаемся скрапбукингом, вязанием, вышивкой лентами, модульным оригами». В учреждении гордятся роскошной выставкой поделок воспитанников. Спектр примененных техник самый широкий – тут и соленое тесто, и оригами, и гофрированная бумага. Работать с фоамираном, полимерной глиной тоже научились. Грамот на участие в выставках декоративно-прикладного творчества в «Возрождении» скопилась не одна папка. Хороший стимул для новичков тоже попробовать себя в творчестве! Одна из граней профориентационной работы – клуб «Границ.нет» по обучению компьютерной грамотности. В 2022 году проект «Возрождения» стал победителем грантового конкурса Раиса РТ на развитие гражданского общества. На выделенные средства купили технику, мебель для оборудования класса. «Обучение компьютерной грамотности позволило нашим «особым» ребятам не только получить базовые знания пользования компьютером, но и научиться пользоваться государственными услугами в электронном виде, находить в интернете необходимую информацию, пользоваться электронной почтой», – перечисляет специалист по соцработе Алена Лихачева. Все это помогает им адаптироваться в обществе. Взять хотя бы 13-летнюю Ангелину: у нее целый комплекс серьезных заболеваний, которые мешают контактировать с окружающими. А вот с компьютером сразу подружилась. Потом мало-помалу начала «впускать» в свой мир людей, уже хорошо общается с Аленой Лихачевой.    Большое внимание в центре уделяется физкультурно-оздоровительному направлению. «Мы реализуем проект «Спорт равных возможностей», который получил грант конкурса Раиса РТ, – рассказывает инструктор ЛФК Алина Васильева. – Партнером стала НКО девочек-скаутов. На средства гранта оборудована адаптированная спортивная площадка, установлен большой тренажерный комплекс. Совместные занятия со скаутами помогают нашим ребятам сформировать активную жизненную позицию, приобщиться к здоровому образу жизни».  В рамках социально-педагогической реабилитации в учреждении действует «Школа ответственного родителя». Занятия проходят в формате практикумов, дней открытых дверей, мастер-классов, экскурсий, педагогических гостиных. «И мы, и родители понимаем, что мир меняется, меняются дети и их речевое развитие, – говорит ведущая Школы соцпедагог Ирина Вдовина. – Современные условия жизни диктуют необходимость внедрения принципиально новых технологий, главным образом – интерактивных. Например, в работе логопеда с детьми с нарушением речи эффективными методами работы являются логопедическая биологическая обратная связь, технология дополненной реальности, интерактивное обучающее пособие «Ar Tutor», онлайн-сервис Learningapps.org, который помогает в дистанционной работе логопеда с детьми при удаленной помощи при реабилитации. Опыт использования «Комфорт ЛОГО» на логопедических занятиях был рекомендован для внедрения в практику коллегам-логопедам на методических семинарах. Технология дополненной реальности позволяет задействовать в работе с детьми с нарушениями речи одновременно три способа восприятия информации: визуальный, аудиальный и кинестетический. Все происходит в игровой форме». Применяют в работе и мобильное приложение AR Tutor «Коммуникатор», специально созданное для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих разный уровень понимания речи. Эта технология позволяет общаться с детьми-аутистами без использования речи. «Коммуникатор» помогает обучить элементарным навыкам общения, поддержать альтернативную коммуникацию ребенка, не владеющего вербальной речью.  На занятиях социальных педагогов хорошо зарекомендовала себя программа «Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ограниченными возможностями здоровья». Она направлена на синхронизацию работы полушарий головного мозга через кинезиологические и графомоторные упражнения. Под руководством Ирины Вдовиной ребята, например, рисуют двумя руками, на занятиях используются так называемые межполушарные доски. Все это дает хорошие результаты: подопечные лучше осмысливают учебный материал, учатся выделять главное, у них формируется умение слушать, слышать и самостоятельно выполнять задание. Что же касается социокультурной реабилитации, то тут учреждение активно сотрудничает с учреждениями города: центральной детской­ библиотекой, Домом ремесел, детской школой искусств, ассоциацией девочек-скаутов, «Движением первых», «серебряными волонтерами». В межведомственном взаимодействии реализуют коррекционно-развивающую программу «Доброделие», в рамках которой для «особых» реабилитантов проводятся адаптированные занятия по декоративно-прикладному творчеству, мастер-классы, танцевальные флешмобы, экскурсии в творческие мас­терские города, ребята посещают выставки картин, спектакли и концерты. Идеи по художественно-эс­тетическому развитию подопечных «Возрождения» легли в основу проекта «Туган ил сулышын саклыйбыз», который стал победителем конкурса на предоставление грантов Республики Татарстан на развитие гражданского общества в прошлом году в номинации «Развитие татарской национальной культуры и сохранение традиций». На привлеченные средства организовали работу тематических студий: мобильной библиотеки «Китап», мультстудии «Балачак». Ребята знакомятся с особенностями национальной кухни в кулинарной студии «Тәмле аш», а сформировать интерес к национальному творчеству помогает объединение «Нәкыш». Здесь проводятся мастер-классы, интерактивные игры, косплей-вечеринки, дегустация национальных блюд, встречи с интересными людьми – профессионалами своего дела, организуются народные праздники. Все это помогает повысить социальную активность и расширить кругозор воспитанников. Ирина ЧУДНОВСКАЯ     Елена СТАРОСТИНА, директор Бугульминского  реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возвожностями «Возрождение» В минувшем году у нашего учреждения был юбилей: «Возрождению» исполнилось 25 лет. Все это время центр развивался, достигал новых высот. Ежегодно более 350 детей с ограниченными возможностями здоровья получают у нас услуги по реабилитации и абилитации. Гордимся, что, побывав раз в «Возрождении», родители стараются опять везти своих детей именно к нам – все отмечают доброжелательный, квалифицированный персонал и особую домашнюю обстановку. Мы выстраиваем реабилитационный маршрут каждого ребенка, который постепенно усложняется с каждой последующей задачей. Активно внедряем современные адаптированные программы по различным аспектам реабилитации.      Ангелина ВОРОБЬЕВА, заведующая отделением социальной адаптации У большинства наших подопечных – ДЦП, психические заболевания и врожденные аномалии развития. В работе с ними мы используем всю палитру инновационных методик и приемов. Среди них, например, имаготерапия, литотерапия, сторителлинг, куклотерапия, бусоград, правополушарное рисование, мультипликация, стопотерапия, нейрологопедия, АВА-, оксигенотерапия. Основные этапы реабилитации – разработка индивидуального маршрута и его реализация, систематический контроль за ходом и эффективностью проводимых мероприятий, их корректировка. При приеме в центр мы проводим диагностику юных реабилитантов, определяем конкретные формы помощи с учетом их состояния, имеющихся заболеваний, рекомендаций врачей и индивидуальных программ реабилитации.     Ирина ГАВРИЛОВА,старшая медсестра Для проведения реабилитационных мероприятий в центре оборудованы медицинский, процедурный и массажный кабинеты, зал для занятий ЛФК, сенсорная комната. Ежедневно проводим, в частности, сеансы лечебной физкультуры и дыхательной гимнастики, занятия на тренажерах, физиотерапевтические процедуры, парафинолечение, медицинский массаж, кинезиотейпирование, Войта-, СМТ-терапию.     Татьяна ШАКИРЗЯНОВА, инструктор по труду Большую отдачу видим от трудотерапии. Занятия трудом не только раскрывают перспективу общения и формируют осознание причастности к общей деятельности, но и способствуют улучшению психоэмоционального состояния наших подопечных. У нас создан клуб «Вкусные истории», где дети учатся делать салаты и пудинги, печь и красиво оформлять блюда. Все это способствует тому, что реабилитанты становятся все более независимыми в социуме.  

Последние новости

ПРОГНОЗ ПОГОДЫ НА 30.04.2024Г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ-ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОБ  ИНТЕНСИВНОСТИ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Консультация-предупреждение об интенсивности метеорологического явления     с 22 час.

Александр Тарасов из Нурлата стал победителем Кубка России по кикбоксингу

25-29 апреля в городе Ульяновск прошел Открытый кубок России по кикбоксингу.

В преддверии Дня Победы экологический отряд гимназии провёл уборку территории мемориального комплекса в парке «Центральный»

Ребята провели благоустройство территории: граблями почистили прилегающую территорию от мусора и грязи после зимнего периода, выпололи сорняки, почистили клумбы с цветами от сухой травы,

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *