Юрий Эзеков: с песней по жизни спасал людей
Непростая судьба человека, история которого тесно переплетена нитями войны, музыки, врачебной деятельности, любви...
Непростая судьба человека, история которого тесно переплетена нитями войны, музыки, врачебной деятельности, любви...
«Когда началась Великая Отечественная война, мне исполнилось всего 7 лет. Вернувшийся с работы отец, огорошил большую семью: «По радио сообщили — на СССР напала Германия, началась война». Вбежали взволнованные соседи: «Что же теперь будет?» — вспоминает события 82-летней давности Юрий Эзеков.
Многодетная семья Эзековых проживала тогда в поселке Манча Шереметьевского района Татарии (сейчас это территория Чистопольского и Мензелинского районов). «На войну ушли двое старших братьев. Папа, Мирон Павлович, был мастером-токарем высокого уровня, самостоятельно плавил подшипники для тракторов и комбайнов, поэтому на фронт его не отпускал совхоз. Но в 1943 году Мирон Павлович добился-таки своего и отправился защищать Родину. Ему на тот момент было 42 года. Дома остались жена и 4 детей», — рассказывает мой собеседник, Юрий Миронович.
Мама, Ульяна Александровна, выбивалась из сил, чтобы сохранить жизнь детям: днем работала в поле или пасла скот, ночами — охраняла комбайны. Маленький Юра, как мог, помогал матери по хозяйству, так как был старшим из детей: пилил дрова, косил траву, носил воду из родника, собирал траву: к столу шло всё — от конского щавеля и лебеды до липовых, картофельных и свекольных листьев. Летом также выручали лесные ягоды и грибы, по осени — орехи.
«На большом огороде в 20 соток, помимо овощей, мы сажали коноплю, из которой мама на самодельном станке ткала холст, из этой грубой ткани шила нам рубахи, штаны. Время было непростое: дети часто болели, голод и холод преследовали практически всегда», — вспоминает Юрий Эзеков.
1945-ый год. С войны вернулся Мирон Павлович, на костылях, раненый, но живой! Живым также вернулся один из сыновей. Жизнь семьи Эзековых потихоньку начала налаживаться, привыкая к мирной жизни. Несмотря на все тяготы жизни, в семье всегда звучали чувашские песни — мама любила петь, папа играл на гармони, пел и плясал, поэтому любовь к музыке у Юрия зародилась с раннего детства. Забегая вперед, скажем, будучи постарше, он записал тексты редких старинных чувашских песен, которые вошли в книгу, изданную намного позже, в 2020 году под названием «Память сердца».
В 1949 году, после окончания семи классов, Юрий Эзеков поступил в Чистопольскую фельдшерско-акушерскую школу на фельдшерское отделение, которое окончил с отличием. С 1952 года Юрий Эзеков работал в Анивском районе Южно-Сахалинской области в должности фельдшера. Здесь он стал обслуживать четыре населенных пункта, расположенных вдоль побережья Анивского залива. В обязанность юного фельдшера входило всё: от простых прививок, до спасения жизни от отравления и приема родов (и, как оказалось, не только у женщин!).
«Был курьезный случай с беременной кореянкой, которой нужна была помощь при родах. У женщин этих народностей было принято рожать, сидя на корточках, держась за полотенце, которое прикрепляли к потолку. Мне такой способ казался неприемлемым и опасным, поэтому я пытался принять сложные роды обычным классическим способом, но роженица так настойчиво отказывалась, что мне стоило больших трудов убедить ее в обратном и сберечь жизнь и здоровье и мамы, и рожденного малыша», — с улыбкой вспоминает события того дня Юрий Миронович.
Из своей профессиональной практики, доктор вспоминает еще один случай. «Это было на Сахалине, где я работал фельдшером. Как оказалось, у местных рыбаков традиция: с каждой зарплаты они собирались компанией и отмечали это событие горячительными напитками. Ко мне прибегает мужчина и сообщает, что один из такой компании «перебрал» и ему плохо. Как и положено в таких случаях, я схватил дежурный чемоданчик и помчался спасать рыбака. И действительно, тот парнишка был уже в смертельном состоянии, сердце на тот момент остановилось. Я понимал, что человека через несколько секунд уже не спасти и принял единственное на тот момент верное решение: взял на себя ответственность и, предварительно показав одному из мужчин, как делать искусственное дыхание, выполнил функцию врача (хотя не имел права на эту процедуру). Я ввел в самое сердце умирающего иглу с адреналином и сделал искусственное дыхание. И, о чудо! Сердце снова забилось. Восторгу и ликованию подвыпившей и изрядно напугавшейся ситуацией компании не было предела!» — вспоминает Юрий Эзеков.
Возвращаясь к примечанию, что доктор принимал роды не только у женщин, нельзя не рассказать случай, которым поделился с нами Юрий Миронович. «Прибегает ко мне соседка и говорит: «Миленький, выручай. Свинья опороситься не может, умирает». Я развожу руками, мол, я ведь не ветеринар. Она упрашивает, уговорила. При осмотре оказалось, первый поросенок в родовых путях встал неестественным образом, поперёк, загородив таким образом выход всем остальным своим братьям и сестрам — дальнейшие роды были невозможны». Ловким профессиональным движением руки, «человеческий» доктор развернул поросенка в правильное положение, тот легко выскользнул наружу, дав возможность и другим поросятам появиться на свет. Вот так, благодаря своему профессионализму, чутью и золотым рукам, Юрий Эзеков спасал жизни не только людям.
Несмотря на занятость, Юрий Эзеков участвует в творческой жизни поселка, в котором лечил народ: в местном духовом оркестре играл на трубе и баяне. В тот же год на танцах в местном клубе Юрий встречает свою единственную любовь — милую девушку Раю. Это была любовь с первого взгляда и уже к концу 1953 года Юрий и Раиса стали мужем и женой. В 1954 году в молодой семье родились мальчики-близнецы.
Меня призвали в армию за две недели до рождения моих сыновей Гены и Саши, поэтому историю их рождения мне рассказала супруга, когда, спустя 2 года, я вернулся домой: в день родов, врачи сообщили Рае, что самостоятельно она родить не сможет, необходима операция кесарева сечения. Благодаря знаменитой на тот момент на всем Сахалине женщине-хирургу Брониславе Ивановне (фамилию, к сожалению, Юрий Эзеков забыл), сложнейшая операция прошла благополучно. Но и на этом все не закончилось: после кесарева Рае нужно было время для восстановления, а поскольку помочь молодой маме было некому, пришлось пойти на крайние меры — на некоторое время мальчиков определили в «Дом малютки». Но, вскоре к счастью, малышня была дома.
Обо всех этих проблемах Юрий узнал, демобилизовавшись, а, находясь на службе, получал долгожданные письма из дома, прижимая к груди драгоценные листочки, на которых были запечатлены ладошки его мальчиков: супруга прикладывала ручонки детей к бумаге и обводила маленькие пальчики карандашом — «На память папе!».
Находясь на службе, Юрий продолжает практиковать свои знания, полученные в фельдшерской школе. Вспоминает, как повторилась история с алкогольным отравлением. Тогда он помог солдату, который сходил в «самоволку» и перепил спиртного. И это тоже было счастливое спасение жизни человека.
Вернувшийся со службы с рюкзаком за плечами, с чемоданом и неизменной гармонью в руках, Юрий с упоением принимается за воспитание сыновей. Заинтересовал мальчиков первым сочинением стихов, игрой в шахматы, на музыкальных инструментах. Жизнь течет своим чередом, радуя событиями. Юрий устраивается заведующим медпунктом на местный рыбокомбинат, его ассистентом становится неизменная подруга — супруга Раиса. Семья получает двухкомнатную квартиру, дети идут в детский сад...
1958 год. После сложной болезни и лечения, специалисты рекомендуют Юрию сменить климат. Так молодая семья, в которой подросли и окрепли два карапуза, выбирают свою вторую родину — цветущий плодородный Татарстан. Здесь преданный выбранной профессии Юрий, продолжает спасать жизни людей. Вот такой случай из медицинской практики вспоминает наш герой. «Мы с семьей тогда обосновались в селе Болгары, я работал заведующим медпункта. На дворе стоял январь 1960 года. Глубокой ночью в дом вбежал запыхавшийся мужчина и сообщил, что у него умирает грудной ребенок, требуется помощь. Узнав, что он из села, которое я не обслуживаю, хотел отказать. Но долг пересилил и вот мы уже в доме погибающего крохи. На тот момент младенец действительно уже не дышал, пульс не прощупывался, сердце остановилось. Я стал оперативно проводить реанимационные действия. Бабушка-татарочка, находившаяся рядом, отталкивала меня, на татарском языке требовала прекратить «мучить» ребенка, уверяя, что он умер. Но мне все-таки удалось запустить крошечное сердечко и, несмотря на стоявший на улице 40-градусный мороз, доставить мальчика в районную больницу живым».
В 1963 году семья Эзековых переезжает в Лениногорск. Юрию Мироновичу предлагают освоить новый аппарат «Флюорограф» в местном противотуберкулезном диспансере. Тогда начинается совершенно новая страница в жизни Юрия Эзекова и семьи в целом: Раиса устраивается санитаркой в детскую больницу, мальчики идут во второй класс школы № 5, где и происходят их первые проказы.
«Так как мальчики были похожи друг на друга, как две капли воды, учителя не могли их различать. Это было на руку сорванцам: если кто-то не выполнял домашнее задание по какому-нибудь предмету, за это отдувался другой из близнецов, отвечая дважды. Эту нехитрую схему ребята использовали и в юношестве: бегали с одной и той же девушкой на свидания, которая даже не подозревала подвоха», — с улыбкой вспоминает о «подвигах» своих мальчишек любящий отец, гордясь их дальнейшими успехами.
После школы ребята окончили Лениногорский нефтяной техникум, прошли срочную службу, женились, определились в жизни и, как говорится, нашли свое место под солнцем. К сожалению, в 2008 году не стало Раисы — верной, любимой жены и мамы, это стало большой потерей для всей дружной сплоченной семьи Эзековых. Сейчас Юрия Мироновича поддерживают и помогают во всем сыновья, четыре внука, семь правнуков. Ну что же, Юрий Миронович, жизнь продолжается: доставайте неизменную гармонь и пойте вместе с внуками русские и старинные чувашские песни, дорогие вашей душе с раннего детства...
Ильмира Гареева.
автор
Последние новости
В Казани прошел XXI Российский конгресс по педиатрии и детской хирургии
Конгресс собрал ведущих специалистов для обсуждения проблем и возможностей в области здравоохранения.
Мастер-класс по приготовлению печенья для детей с ограниченными возможностями
В Бугульминском реабилитационном центре прошел увлекательный мастер-класс.
Выдающиеся достижения коллектива «Элита» на международном фестивале
Коллектив «Элита» продемонстрировал высокий уровень мастерства на V Международном фестивале-конкурсе.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований