Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

Обнаружение задержки в развитии речи

Обнаружение у детей задержки в развитии речи является актуальной темой. Несмотря на то, что число малышей с этой проблемой не уменьшается, ее можно успешно преодолеть, если найти ее вовремя и не запустить. Ответственность за это лежит на родителях, которые должны заметить отклонение и обратиться к лучшим врачам для полноценного обследования ребенка. Если проблему вовремя не решить, то с ростом возраста ребенка будет все больше отставать не только в речи, но и в психике, обучении и общении со сверстниками.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла десятками раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затрагивает в первую очередь развитие мышления (формируется задержка психоречевого развития (ЗПРР)), а также детей с врожденными неврологическими заболеваниями.

Задержка психоречевого развития обнаруживается чаще у детей, старших трех лет. Это обусловлено тем, что в этом возрасте дети активно начинают общаться с окружающими. Тем не менее, важно обнаружить отклонение уже на более раннем этапе, не позднее чем в пять лет. Если ребенок не начинает разговаривать после семи лет, шансы на полное выздоровление очень малы.

Хотя возможность полного выздоровления зависит от степени нарушения и применяемых методик лечения, чем раньше родители обнаружат проблему, тем больше шансов на успешное преодоление ее. Лучшее время для выявления задержки психоречевого развития – в возрасте двух-трех лет.

Как распознать задержку психоречевого развития: признаки и симптомы у детей

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) может проявляться у детей в раннем возрасте, если она обусловлена врожденными факторами.

Какие признаки указывают на задержку психоречевого развития:

  • В возрасте четырех месяцев ребенок не реагирует на слова или жесты родителей, не улыбается, что также может быть симптомом аутизма.
  • В восемь-девять месяцев ребенок не повторяет одинаковые слоги.
  • В год ребенок чрезвычайно тихий и почти не издает звуков.
  • В полтора года ребенок не говорит простых слов, не воспринимает их и не понимает, когда к нему обращаются по имени или просят выполнить какое-то действие, также может не уметь жевать.
  • В два года ребенок знает и использует ограниченный набор слов, не повторяет новые слова, которые услышал.
  • В два с половиной года ребенок применяет не более 20 слов, не может составить предложение из двух-трех слов, не понимает названий частей тела или предметов.
  • В три года ребенок не может сам составить простое предложение, не понимает несложных рассказов. Он может говорить слишком быстро, не произнося окончаний, или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на взрослого ребенок может дословно повторять сказанное.

Ребенок с ЗПРР может проявлять повышенное слюноотделение в любом возрасте и всегда держать рот приоткрытым. Такие дети часто гиперактивны, агрессивны, плохо сконцентрированы, быстро устают и имеют слабую память. У них также может быть неразвитое воображение и узкий набор эмоций, что затрудняет их общение со сверстниками. Симптомы ЗПРР могут проявиться в органических изменениях. Электроэнцефалография (ЭЭГ) и метод вызванных потенциалов (ВП) показывают нарушения в левом полушарии, которое отвечает за речевое развитие у детей.

В целом чем больше дети испытывают затруднения в речи, тем больше задерживается их психическое и умственное развитие. Поскольку дети получают больше информации из бесед с другими людьми, чем они старше, ранее начинать лечение ЗПРР особенно важно.

Причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психического развития не является самостоятельным заболеванием, а является следствием нарушений в развитии головного мозга и центральной нервной системы. В этой статье рассмотрим основные факторы, которые могут спровоцировать задержку речевого и психоречевого развития.

Болезни матери во время беременности являются одной из причин нарушения развития плода и могут привести к проникновению инфекции, отравлению и травмам, которые способствуют ЗПРР. Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери также является фактором, который может спровоцировать задержку речевого и психического развития.

Тяжелые роды, такие как стремительные, преждевременные или с обвитием пуповины вокруг шеи, а также травмы, полученные ребенком при родах, такие как перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС и шейных отделов позвоночника, также могут быть причинами задержки развития.

Перенесение ребенком тяжелых инфекций и травм в раннем возрасте, генетические и хромосомные заболевания, которые приводят к нарушению структуры мозга, а также неправильное воспитание, при котором ребенок растет под слишком сильной опекой или же брошен на произвол судьбы, могут также привести к задержке развития. Нередко дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей. Тяжелая психическая травма в раннем возрасте также может быть одной из причин задержки развития.

Существует множество заболеваний, которые могут вызвать задержку психоречевого развития. К ним относятся врожденные аномалии ЦНС, эпилепсия и другие неврологические заболевания, ишемия головного мозга, гидроцефалия, повышенное внутричерепное давление, ДЦП, опухоль головного мозга, патологии сосудов головного мозга и лейкодистрофии. Нарушение ликвородинамики также может вызвать задержку психоречевого развития.

Очень важно понимать, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР может усугубляться в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Поэтому для корректирования ЗПРР необходимо устранить не только ее симптомы, но и причины ее появления.

Аутизм, связанный с ЗПРР

Когда работа центральной нервной системы (ЦНС) сбоит или организм ребенка подвергается воздействию сильных инфекций, то это может привести к задержке не только в речевом и психическом развитии. В ряде случаев заболевание сопровождается проявлениями расстройств аутистического спектра. Давайте рассмотрим их признаки в поведении ребенка.

  • Отсутствие эмоционального контакта с окружающими, неумение улыбаться или общаться с родителями.
  • Склонность к агрессии, направленной как на окружающих, так и на себя (кусание себя или удары).
  • Стереотипное поведение: раскачивание на месте, хождение по кругу, вертение в руке одного предмета, компульсивное расстановка предметов в определенном порядке и негативная реакция на новые условия.
  • Неумение играть с игрушками, предпочтение конкретных игрушек или их частей.
  • Избегание общения со сверстниками и неумение взаимодействовать с ними.

Также непонимание обращенной речи является признаком аутизма, а также задержка в развитии речи. Если Ваш ребенок проявляет перечисленные признаки, то лечение должно проводиться совместно с психологом и логопедом-дефектологом, а также другими специалистами.

Лечение ЗПРР: какие меры нужно принять

Диагностика ЗПРР – это только первый шаг на пути к оздоровлению ребенка. Начинать лечение нужно как можно раньше, причем выбранный подход должен быть комплексным. Врачи убеждены, что в терапии должны участвовать родители, психиатр, невролог, логопед-дефектолог, психолог, нейропсихолог. Если родители приступят к лечению, когда отставание в развитии не очень высоко и ребенок еще маленький, результаты будут впечатляющими. Но чем позже начнется лечение, тем меньше вероятность, что ребенок сможет учиться в обычном классе и нормально общаться со сверстниками.

Методы лечения задержки психоречевого развития у детей

Методы лечения задержки психоречевого развития у детей

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) — это последствие различных нарушений в нервной системе ребенка. К счастью, в современной медицине существует ряд методов, которые помогают улучшить здоровье детей с ЗПРР.

Микротоковая рефлексотерапия является одним из методов лечения ЗПРР. Этот метод включает воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга и нейрорефлекторные зоны. Импульсы помогают восстанавливать работу центральной нервной системы в зонах, где она была нарушена. Врач, используя аппарат, воздействует на зоны мозга, связанные с речью, ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Микротоковая рефлексотерапия очень эффективна при гидроцефалии. Этот вид терапии разрешен для детей с шести месяцев.

Занятия с логопедом-дефектологом – еще один метод, помогающий детям с ЗПРР развивать память, мелкую моторику, мышление, а также учит правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Логопедический массаж - это дополнительная мера при задержке речевого развития, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Однако, одним лишь логопедом-дефектологом дело не ограничивается. Родители не должны обращаться к логопеду-дефектологу, если ребенок не был предварительно проработан другими специалистами.

Медикаментозная терапия – еще один метод лечения ЗПРР. Лекарства назначают врачи-неврологи или психиатры. Перед назначением медикаментов, врач проводит исследование через компьютерную томографию, ЭЭГ и другие методы, выявляя нарушения в работе ЦНС. И только после этого он разрабатывает индивидуальную схему лечения пациента. Чаще всего, неврологи назначают ноотропные лекарственные средства. Однако, не всегда психотропные препараты прописываются "по адресу". Некоторые случаи могут обойтись без них или заменой на другие лекарства.

Дополнительные методы коррекции задержки психического развития у детей (ЗПРР) включают в себя несколько подходов.

В первую очередь, родители могут обратиться к детскому психологу, если задержка в развитии связана с психологической травмой или неблагополучной обстановкой в семье. Врач может помочь ребенку при проблемах со сверстниками, речью и поведением.

Также можно применять альтернативные подходы: иппотерапию, дельфинотерапию, арт- и музыкотерапию. Развитие моторики тела также является хорошим вариантом для лечения ЗПРР. С помощью различных развивающих упражнений и игр, родители могут проводить занятия со своим ребенком, что поможет ему быстрее развиваться.

Кроме того, остеопатия, как метод альтернативной медицины, может помочь детям с задержкой психического развития. Остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ и психику ребенка, мануально воздействуя на активные точки на теле.

Важно знать, что только работа с логопедом и таблетки не помогут устранить задержку психического развития. Родители должны обращаться к профессионалам, которые проведут комплексную диагностику и разработают индивидуальный план коррекции, включающий разные методы.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *